29 Августа 2010
Отражение полученных субсидий в учете
В данном случае бюджетные средства, предоставленные на финансирование расходов, которые имели место в предыдущие отчетные периоды, отражаются как возникновение задолженности по таким средствам и увеличение финансового результата организации (п. 10 ПБУ 13/2000). Счет 86 «Целевое финансирование» можно не применять. Рассмотрим условный пример.
ПРИМЕР
Для посевных работ ОАО «Нива» приобрело дизельное топливо на сумму 2 360 000 руб. (в том числе НДС – 360 000 руб.):
– в апреле – 1 416 000 руб. (в том числе НДС – 216 000 руб.);
– в мае – 944 000 руб. (в том числе НДС – 144 000 руб.).
В июне представлены первичные документы в бюджет на компенсацию затрат. В июле на расчетный счет поступили субсидии в сумме 2 360 000 руб. (в качестве компенсации затрат на весенние посевные работы). В бухучете ОАО «Нива» записано следующее.
В апреле:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 1 416 000 руб. – оплачена поставка дизельного топлива;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 216 000 руб. – отражен НДС по приобретенному дизтопливу;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 216 000 руб. – принят к вычету из бюджета НДС.
В мае:
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
– 944 000 руб. – оплачена поставка дизельного топлива;
ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 144 000 руб. – отражен НДС по приобретенному дизтопливу;
ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 19
– 144 000 руб. – принят к вычету из бюджета НДС.
В июле:
ДЕБЕТ 51 КРЕДИТ 76
– 2 360 000 руб. – получены субсидии из бюджета на расчетный счет;
ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 91
– 2 360 000 руб. – признан прочий доход в объеме полученных субсидий.
Принимать ли к вычету «входной» налог?
В настоящее время споры в отношении вычета НДС по приобретенным материалам за счет бюджетных средств не утихают.
В принципе Налоговый кодекс РФ не ставит применение налоговых вычетов в зависимость от источника оплаты. Главное, чтобы выполнялись основные требования:
– затраты связаны с деятельностью, облагаемой НДС;
– товары (работы, услуги) приняты к учету;
– есть надлежащим образом оформленный счет-фактура поставщика.
Хотя финансисты имеют по данному вопросу иное мнение. Они считают, что принятие к вычету сумм НДС, оплаченных за счет средств бюджета, приведет к повторному возмещению налога из бюджета (письмо Минфина России от 15 февраля 2008 г. № 03-07-11/64).
Однако, как показывает арбитражная практика, суды все-таки встают на сторону налогоплательщиков, указывая, что нормы, регулирующие принятие «входного» налога к вычету, прописаны в статьях 171, 172 Налогового кодекса РФ. Если они соблюдены, то организация имеет право на вычет. Подтверждают это определение ВАС РФ от 16 мая 2007 г. № 3266/07, постановление ВАС РФ от 13 марта 2007 г. № 9591/06.
А вот как поступить на практике, каждая организация решает сама. Следует помнить, что в случае принятия «входного» налога к вычету спора с контролерами скорее всего не избежать.
ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СУБСИДИЙ И ПРИЗНАНИЕ ИХ В УЧЕТЕ
Основной документ, регламентирующий целевое финансирование и поступления в системе бухучета, – это Положение по бухгалтерскому учету «Учет государственной помощи» (ПБУ 13/2000). Для целей бухучета субсидии подразделяются на средства, предназначенные для финансирования (п. 4 ПБУ 13/2000):
– капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств и др.);
– текущих расходов (бюджетных средств, отличных от предназначенных на финансирование капитальных расходов).
Согласно пункту 5 ПБУ 13/2000, субсидии можно признать в бухгалтерском учете организации, если:
– средства получены из бюджета;
– условия их предоставления организацией выполняются.
Учет субсидий при налогообложении прибыли
Целевые поступления, к которым относятся в том числе субсидии из бюджета, в составе налоговых доходов не признаются (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ). Соответственно, организации обязаны отдельно вести учет расходов, производимых за счет этих целевых поступлений. По мнению автора, эти суммы в целях налогообложения прибыли также учитываться не должны. Подтверждением этому служат пункт 5.2 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (утвержден приказом Минфина России от 5 мая 2008 г. № 54н), письмо Минфина России от 16 ноября 2006 г. № 03-03-04/4/178. Это касается учета в расходах текущих затрат, произведенных за счет субсидий.
А как быть, если субсидии выданы на компенсацию уже понесенных расходов? В этом вопросе арбитражные судьи к единому мнению не пришли. Так, в постановлении ФАС Поволжского округа от 19 февраля 2008 г. № А55-8415/2007 судьи посчитали обоснованным признание рассматриваемых расходов в налоговом учете. Арбитры указали, что право организации включать в состав налоговых расходов документально подтвержденные затраты налоговым законодательством не ставится в зависимость от источника средств. Следовательно, предприятие вправе учесть фактические расходы, даже если впоследствии они компенсированы в рамках целевого финансирования. А вот постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 23 ноября 2005 г. № Ф04-8268/2005 (17070-А27-15) – пример отрицательного судебного решения. В нем арбитры указали, что у предприятия нет оснований учитывать при расчете налога сумму произведенных расходов. Ведь они были возмещены за счет средств, полученных из бюджета. Значит, реальных затрат у налогоплательщика нет. Поэтому такие расходы не могут уменьшать налогооблагаемую базу.
Как поступить? Ответ будет зависеть от цены вопроса и желания организации отстаивать свою правоту в суде.
Теги: