Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.

Иоганн Вольфганг Гете

Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.

17 Сентября 2014
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.

В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО.

В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях.

Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов «Селькооп – МТО (машинно-тракторное объединение)» Сергей Скоморохов.

Элена Абдулова

-Сергей Николаевич, каким образом МТО работают в Германии и Австрии? Почему именно там идея совместного использования и обслуживания техники получила широкое распространение?

- Объединения фермеров по совместному использованию техники «Maschinenring» (ring — кольцо, круг) ведут свою историю с 1958 года, когда Эрик Гайерсбергер основал в Баварии (Германия) первое МТО. В 1961 году первое Машинно-тракторное общество создают в Австрии, в 1972 году они работают уже по всей стране.

Изначально потребность в совместном использовании машин стала особенно очевидной для специализированной техники. Например, свеклоуборочный комбайн или комбайн для уборки винограда при небольших площадях у фермеров не мог выработать сезонную загрузку, достаточную для его окупаемости.

В МТО все орудия и средства производства остаются в частной собственности их членов. Каждый член «ринга», располагающий той или иной техникой, выполняет с ее помощью необходимые работы в хозяйствах других членов по их заявкам. Для более четкой организации работы объединений регулярно ведется учет и оценка имеющихся у его членов сельскохозяйственных агрегатов.

Идея машинных «рингов» преследовала задачу объединить самостоятельных фермеров с предпринимательским мышлением, чтобы, не прибегая к посторонней помощи, сохраняя самостоятельность, обеспечить стабильный доход и, соответственно, достойный уровень жизни для аграриев и их семей. А дальше свою роль сыграли знания и опыт организаторов, помноженные на расчетливость и профессионализм фермеров. Но прежде чем превратиться в мощную и значимую для экономики страны структуру, Машинно-тракторные общества Австрии за сорокалетний период своего существования поэтапно решили целый комплекс задач.

В 1995 году сервисная служба МТО предложила фермерам возможность дополнительного применения профессий (дополнительный заработок). В 1996-м на федеральном уровне стали оказывать социальную помощь, которая заключалась в страховании рисков сельхозпроизводителей, связанных с негативными ситуациями природного характера. В 1998 году в производственную структуру «Maschinenring» начали привлекать сельскохозяйственных рабочих. Год 2008-й стал началом интернационализации - первые машинные «ринги» появились в Словении, Венгрии, Чехии. В 2011 году МТО насчитывали уже 77 тысяч членов. Каждое второе австрийское фермерское хозяйство вошло в одно из 89 Машинно-тракторных обществ.

- Насколько обоснованно внедрение МТО в России? В какой мере эта модель приложима к нашим условиям? В какой мере она экономически просчитана под требования отечественного законодательства, на наш уровень развития кооперации в АПК?

- На мой взгляд, в полной мере копировать зарубежную модель МТО в настоящее время невозможно. Как минимум, не позволит разница в законодательстве. Но в то же время объективные предпосылки для реализации проекта имеются, а отдельные элементы уже давно присутствуют в России, и их нужно только соединить в систему, что мы и делаем.

Даже в советские времена между хозяйствами существовал взаимный обмен техникой, и сейчас такая взаимопомощь существует: аграрии помогают друг другу (конечно, не бесплатно) вспахать, убрать урожай, высушить зерно. Но локально, это практикуется больше на основе дружеских отношений. Российские фермеры (как и участники машинных «рингов» в Австрии) зимой берут подряды на расчистку дорог - для получения дополнительного дохода и чтобы техника не простаивала. Но, в отличие от австрийцев, каждый делает это самостоятельно.

Программа представляется необходимой, потому что малые и средние предприятия ни за счет собственных средств, ни через кредиты и лизинг не в состоянии себя полностью укомплектовать техникой. Пути решения проблемы существуют, конечно. Хозяйства могут, во-первых, работать на старой технике, насколько ее хватит. Во-вторых, аграрии могут закрыть предприятие или дождаться у собственных ворот судебных приставов, которые сделают это за них. В-третьих, присоединиться к агрохолдингу. Правда, не факт, что возьмут, но если такое случится, тогда ни о какой самостоятельности речи уже быть не может, а это не всем подходит. И, в-четвертых, можно научиться объединяться, как сделали это немецкие и австрийские крестьяне почти полвека назад.

Потребность в реализации проекта «Селькооп-МТО» («Селькооп – Машинно-тракторное объединение»), я считаю, налицо, но многое будет зависеть от готовности сельскохозяйственных товаропроизводителей к объединению и, что немаловажно, от их готовности финансировать организационную структуру своего объединения.

В Австрии фермеры финансируют свои «ринги» через два вида платежей - ежегодный взнос в пропорции от обрабатываемой площади и платеж от каждой сделки в размере 1% от каждой стороны договора. В нашем проекте «Селькооп-МТО» предусмотрена более гибкая система финансирования. Вступительных взносов не будет, а размер платежа от реализованного договора будет снижаться или заменяться разовой абонентской платой по решению регионального объединения. И поэтому в двух соседних субъектах условия могут сильно отличаться, но и регионы у нас разные.

- Сергей Николаевич, насколько программа «Селькооп-МТО» может быть востребована мелкими фермерами, которых становится все меньше?

- Мы не ставим себе целью поддержать именно и только фермеров, тем более - только мелких. Главные участники программы «СК-МТО» - все предприятия и все индивидуальные предприниматели сферы агропромышленного комплекса, относящиеся к малому и среднему предпринимательству в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Но при этом наибольшую выгоду получат как раз малые сельскохозяйственные предприятия.

- Поясните, пожалуйста, подробнее - в чем отличие машинных «рингов» от машинно-технологических станций (аналог советских МТС), которые не так давно появились в России?

- Разница прежде всего в собственности на технику, а также в том, что в машинном «ринге» на соседних полях работает или сам фермер, или его механизатор. Соответственно, исполнитель знает все тонкости сельскохозяйственных операций, чего сложно добиться в МТС. Но программа «СК-МТО» ни в коей мере не исключает участия в ней машино-технологических станций, напротив, потенциал МТС может быть очень полезен. Конечно, в своей ценовой политике объединениям придется учитывать те ориентиры, которые будут зафиксированы в сделках между крестьянами.

- Могут ли Машинно-тракторные общества снизить риски потери урожая?

- Прежде всего, возможность использования небольшими хозяйствами современной техники повысит качество полевых работ и обеспечит соблюдение ими агротехнических требований, что позволит снизить общие риски потери урожая. А при возникновении нештатных ситуаций, когда неблагоприятные погодные условия угрожают резким развитием вредителей или болезней для многих культур, именно с помощью МТО возможно оперативно провести необходимую обработку и спасти хозяйства от убытков, а страховщиков - от необходимости эти убытки возмещать.

- Чем программа «Селькооп - Машинно-тракторное объединение» может быть интересна банкам?

- Банки она также может привлечь в силу нескольких факторов. Несомненно, создание машинно-тракторных объединений позволит расширить рынок кредитования, так как часть техники и оборудования будет приобретаться крепкими хозяйствами с первоначальной задачей работать и на своих полях, и на полях соседей. Программа позволит добиться снижения рисков и по действующим кредитным договорам, заключенным с субъектами малого и среднего бизнеса, т. к., участвуя в ней, заемщики получат дополнительный доход от предоставления услуг на стороне, смогут увеличить урожай за счет привлечения современной техники при севе и уходе за растениями, избежать потери урожая, сократив сроки уборки до минимальных. Заинтересует банки и возможность получения дополнительных комиссионных доходов через активизацию аккредитивной формы расчетов, которая предусмотрена программой.

- Сергей Николаевич, оплата аренды сельскохозяйственной техники дешевле, чем покупка, поэтому аграрий может снизить свою потребность в кредитах. Но, как рассказывают фермеры, современные машинно-технологические станции в отдельных субъектах Российской Федерации за свои услуги запрашивали столько, что там перестали обращаться в МТС и их пришлось закрыть...

- Вопрос цены никогда не будет простым. И здесь я вынужден привести пример, как это решается в машинных «рингах» и к чему мы только будем стремиться. В Европе существуют две цены на все виды услуг — для своих участников и сторонних заказчиков. Для участников цена изначально меньше на 15%. Подробный прейскурант на все услуги по маркам машин утверждается на ежегодном общем собрании регионального объединения и издается в виде брошюры, которую получает каждый участник. Такой справочник является ориентиром для участников при заключении двусторонних договоров. А базируются расценки на ежегодной статистике по ценам, примененным в фактически реализованных договорах. И такая статистка ведется уже более сорока лет.

Интересно там решается вопрос с приобретением специальных машин и приспособлений, нужных в хозяйстве, но очень редко используемых фермерами. Их, как правило, покупать себе никто не хочет, и в таком случае предлагают собрать деньги, на которые один из фермеров эту машину покупает, а долг потом возвращает работой. Также фермеры могут купить машины, привлекаемые со стороны, если вдруг сторонний бизнесмен пожелает необоснованно поднять цену. Все это позволяет держать цены в приемлемых рамках.

Резюмируя вышесказанное, хочу отметить, что «Селькооп-МТО», не имея собственного парка машин, будет выступать только координатором для участников этой организации, не получит прибыли и при этом обеспечит обмен опытом между членами объединения по вопросам эксплуатации сельскохозяйственной техники. Таким образом, побуждающими мотивами для участия в проекте «Селькооп-МТО», прежде всего, станут сокращение расходов по различным статьям затрат и, соответственно, снижение себестоимости производимой продукции, увеличение доходов за счет подработки, а также возможность получения дополнительного финансирования агропредприятий.

- Расскажите, пожалуйста, что уже сделано в рамках реализации этого проекта?

- Сформирована группа юристов, консультантов по аграрным вопросам, бухгалтеров, инженеров и IT- специалистов, которые будут сопровождать проект на протяжении минимум двух первых лет работы. Работа ими проделана значительная. Создан сайт selcoop.ru, как базовый ресурс для кооперативного объединения по обмену техникой и распространения информации. Получены и переведены эксклюзивные материалы по кооперативному объединению «Австрийский машинный ринг», издана книга «Секреты успешного кооператива» с поэтапным описанием мероприятий для создания эффективного кооперативного объединения. Наши специалисты изучили опыт технического обеспечения работы малых сельхозпредприятий и фермеров с применением элементов кооперации в России, Австрии, Германии, Дании, Финляндии и США, а также провели подробный анализ действующего законодательства и факторов, сдерживающих развитие кооперации в нашей стране. Это что касается информационного сопровождения.

А «в поле» тоже сделано немало. Проведено множество встреч и с крестьянами, и с руководителями и специалистами органов управления АПК. Учли их предложения и критические замечания. Подготовлены к реализации в Московской и Тульской областях базовые кооперативные проекты по внутрирегиональному обмену техникой на основе опыта и при консультационной поддержке «Австрийского машинного ринга».

Все аграрии - участники проекта - будут иметь прямой доступ к базе данных и консультациям по юридическим вопросам, бухгалтерскому учету и скидкам в предприятиях-партнерах. При этом во всех регионах, представители которых участвуют в проекте, будут работать по единым типовым документам, поддерживаемым централизованно.

---

В МТО все орудия и средства производства остаются в частной собственности их членов. Каждый член «ринга», располагающий той или иной техникой, выполняет с ее помощью необходимые работы в хозяйствах других членов по их заявкам.

Малые и средние предприятия ни за счет собственных средств, ни через кредиты и лизинг не в состоянии себя полностью укомплектовать техникой.

Возможность использования небольшими хозяйствами современной техники повысит качество полевых работ и обеспечит соблюдение ими агротехнических требований, что позволит снизить общие риски потери урожая.

Опрос: Субсидиарная ответственность

Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О концепции развития кооперации на селе
О концепции развития кооперации на селе
Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов обнажил главные проблемы малого бизнеса в сельском хозяйстве. К ним относится, как считает ведущий научный сотрудник лаборатории Аграрной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Рената ЯНБЫХ, ограниченный доступ на рынки ресурсов и кредита и отсутствие системного подхода к развитию сельскохозяйственной кооперации со стороны государства
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Кооперация поможет фермерам производить и реализовывать птицу
Кооперация поможет фермерам производить и реализовывать птицу
Фермеры юго-востока Татарстана планируют сообща разводить и реализовывать домашнюю птицу. В Муслюмовском районе РТ появится производство по забою и реализации гусей и индеек.
Партнеры