Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Не следует с излишнею торжественностью приступать ни к какому делу: торжественно праздновать следует только окончание дел.

Иоганн Вольфганг Гете

Реализуем сельхозпродукциюсо скидкой

29 Августа 2010

Оформление предоставления скидок

Условия предоставления скидок должны быть закреплены в учетной политике сельхозпредприятия. Скидки, предоставленные покупателям, например, в связи с потерей продукцией потребительских качеств, оформляются распорядительным документом – приказом руководителя сельхозпредприятия.

В случае уценки на основании этого приказа специальная комиссия составляет акт по унифицированной форме № МХ-15, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.

Акт оформляют в двух экземплярах. Их подписывают ответственные лица специальной комиссии.

Один экземпляр направляется в бухгалтерию, второй передается материально ответственному лицу для хранения или прилагается к накладной для продажи уцененных товаров по более низким ценам. Дополнительно напомним, что в акте для каждого наименования товарно-материальных ценностей должны быть указаны: процент уценки, цена до и после уценки, разница в цене, сумма и причина уценки, признаки понижения качества.

При отгрузке продукции покупателю составляют товарно-транспортную накладную по форме № СП-34, утвержденной постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68.
 

ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СКИДОК

Порядок предоставления скидки и ее размер определяются на основании условий договора. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (ст. 454 Гражданского кодекса РФ). Покупатель обязан оплатить товар по цене, которая указана в договоре купли-продажи (ст. 485 Гражданского кодекса РФ). Никаких ограничений по предоставлению скидок в виде снижения продажной цены гражданским законодательством не предусмотрено. Скидка всегда предоставляется по соглашению обеих сторон договорных отношений. Все условия о предоставлении скидок должны быть прописаны в договоре купли-продажи или в дополнительном соглашении к нему. С момента включения в договор таких условий у продавца появляется обязанность продать товар по цене с учетом скидки. Для покупателя же получение скидки означает, что он не обязан оплачивать товар полностью.

Если скидка не указана в договоре и предоставляется покупателю в одностороннем порядке по решению продавца, то такая операция рассматривается как прощение долга покупателю.


Бухгалтерский учет

В соответствии с пунктами 5, 6.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи продукции является доходом организации от обычных видов деятельности. Выручка принимается к бухгалтерскому учету исходя из цены, установленной договором, при выполнении условий, перечисленных в пункте 12 ПБУ 9/99. В данном случае эти условия выполняются на момент передачи продукции покупателю.

Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организацией согласно договору скидок (п. 6.5 ПБУ 9/99). Следовательно, выручка признается организацией-продавцом исходя из договорной цены с учетом скидки.

Согласно Плану счетов в бухгалтерском учете выручка отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет «Выручка»). Одновременно фактическая себестоимость готовой продукции списывается в дебет счета 90 (субсчет «Себестоимость продаж») в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция».

Поясним сказанное на примере.

ПРИМЕР

Сельскохозяйственное предприятие реализовало овощи (замороженные) по сниженной цене. Договорная цена продукции составляет  472 000 руб., в том числе НДС – 72 000 руб. Покупателю предоставляется скидка в размере 10 процентов. Продукция отгружена с учетом предоставленной скидки. Фактическая себестоимость проданной продукции составляет 320 000 руб.

В бухгалтерском учете будут сделаны записи:

ДЕБЕТ 62    КРЕДИТ 90
– 424 800 руб. (472 000 руб. – 472 000 руб. x 10%) – признана выручка от продажи овощей за минусом предоставленной скидки;

ДЕБЕТ 90    КРЕДИТ 68
– 64 800 руб. (424 800 руб. 5 18% : 118%) – начислен НДС с выручки от продажи;

ДЕБЕТ 90    КРЕДИТ 43
– 320 000 руб. – списана фактическая себестоимость проданных овощей.

Налог на добавленную стоимость

Налоговая база на дату отгрузки продукции определяется как договорная стоимость этой продукции без включения в нее НДС. Основание – пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ. В данном случае на дату отгрузки продукции покупателю предоставлена скидка, то есть сторонами принято решение об уменьшении договорной цены продукции.

Соответственно, НДС исчисляется исходя из договорной цены, определяемой с учетом скидки, то есть рассчитывается исходя из выручки, уменьшенной на сумму предоставленной скидки (п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ).

Налог на прибыль организаций

В данном случае на дату отгрузки продукции покупателю предоставлена скидка. Получается, что сторонами в соответствии с условиями договора уменьшена первоначальная цена продукции.

Напомним, что в целях налогообложения прибыли выручка от реализации продукции признается доходом от реализации на дату передачи продукции покупателю в размере ее договорной стоимости с учетом предоставленной скидки (без НДС). Основания – пункт 1 статьи 248, пункт 1 статьи 249, пункт 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ.

Выручка от реализации продукции уменьшается на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, определяемые в порядке, установленном статьями 318, 319 Налогового кодекса РФ.

Отметим, что к тем скидкам, которые предоставляются покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ не применяется. То есть такие скидки не включают во внереализационные расходы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411*. С этим согласны и налоговики (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100238).

А если предприятие применяет единый сельхозналог?

В этом случае учитывать скидки можно в том же порядке, что и при уплате налога на прибыль.

Если скидка предоставляется сельскохозяйственным предприятием в форме уменьшения цены приобретаемой продукции (то есть с изменением цены договора), то налогооблагаемого дохода в таком случае не возникает.

Статьей 346.5 Налогового кодекса РФ определено, что организации при определении объекта налогообложения учитывают, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).
 

ОТКЛОНЕНИЕ ОТ РЫНОЧНОЙ ЦЕНЫ

Следует иметь в виду, что при продаже товара с применением скидок лучше, если отклонение от рыночной стоимости не превышает 20 процентов (п. 3 ст. 40 Налогового кодекса РФ). В противном случае ревизоры вправе пересчитать сумму поставки и доначислить налоги (НДС и налог на прибыль). Поэтому, если скидка представлена как изменение цены товара, следует учитывать положения статьи 40 Налогового кодекса РФ.

Налоговики утверждают, что цена товара может считаться рыночной, даже когда будет отклоняться и более чем на 20 процентов, но при одном условии: применение скидки должно быть документально зафиксировано и экономически обоснованно (письмо УМНС России по г. Москве от 22 ноября 2001 г. № 03-12/53959). Поэтому рекомендуем подготовить соответствующие документы. Это поможет избежать возможных налоговых споров.


Теги: 

Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры