Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

У всякой проблемы всегда есть решение - простое, удобное и, конечно, ошибочное.

Генри Луис Менкен

Контроль за легализацией доходов хозяйства

29 Августа 2010

Какие операции подлежат контролю

Основу правового механизма противодействия легализации доходов составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Он предусматривает установление контроля в отношении операций, связанных с наличными и безналичными расчетами. Такие операции можно условно разделить на три группы.

ОПЕРАЦИИ НА ПРЕДЕЛЬНЫЕ СУММЫ

Обязательному контролю подлежит операция с денежными средствами или иным имуществом, если ее сумма равна или превышает 600 000 руб., а по своему характеру операция относится к одному из видов, прямо поименованных в пункте 1 статьи 6 Закона № 115-ФЗ. Контролю подлежит и операция в иностранной валюте, если она эквивалентна такой сумме или больше. В частности, к контролируемым операциям отнесено получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга).

Кроме того, в соответствии с пунктом 1.1 указанной статьи обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма сделки равна или превышает 3 000 000 руб. (или в валюте, если эквивалентна указанной сумме в рублях).

СДЕЛКИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ЛИЦ

Контролю подлежат операции с денежными средствами или имуществом, которые совершают организация или физическое лицо, заподозренные в причастности к экстремистской деятельности или терроризму (п. 2 ст. 6 Закона № 115-ФЗ).

Однако здесь одного подозрения мало. Это должно подтверж-даться сведениями, полученными в установленном законом порядке. При этом порядок доведения до банков информации о подозрительных гражданах и организациях утвержден постановлением Правительства РФ от 18 января 2003 г. № 27.

СОМНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ

У работников банка также могут возникнуть подозрения, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В таком случае банк на основании пункта 3 статьи 7 Закона № 115-ФЗ должен представить соответствующую информацию в Росфинмониторинг. При этом не имеет значения, относятся или нет такие операции к указанным выше. Следует отметить, что Банк России ориентирует банки на выявление разного рода сомнительных операций, осуществляемых клиентами (см., например, письмо ЦБ РФ от 26 декабря 2005 г.  № 161-Т).

Контроль формальный?

С точки зрения закона не имеет значения, что крестьянское хозяйство длительное время является клиентом банка. Это не освобождает банк от выполнения обязанностей по контролю.

Например, в информационном письме от 29 ноября 2002 г. № 2 ЦБ РФ указал, что никаких исключений в порядке представления сведений в уполномоченный орган нет. Это касается и случаев, когда операция клиента подлежит контролю, но, по мнению работников банка, имеет очевидный экономический смысл, не вызывает подозрений и не связана с отмыванием доходов.

В рассматриваемой ситуации речь идет о договорах, сумма которых явно меньше сумм, подлежащих контролю. По нашему мнению, такие сделки не соответствуют ни одному из критериев, предусмотренных Законом № 115-ФЗ. Что касается внесения регулярных лизинговых платежей, то в информационном письме от 29 февраля 2008 г. № 13 ЦБ РФ указал, что обязательному контролю подлежат действия по предоставлению или получению предмета лизинга. А вот платежи, совершаемые в рамках такого договора, обязательному контролю не подлежат.

Таким образом, можно говорить, что в некоторых случаях банки идут по пути «перестраховки», запрашивая документы и в тех случаях, когда для этого отсутствуют формальные критерии.

Теги: 

Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры