Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Если ты можешь это представить – ты можешь этого добиться.

Почему не едет российский «Мерседес»? Или о законе "О сельскохозяйственной кооперации"

21 Сентября 2016
Почему не едет российский «Мерседес»? Или о законе "О  сельскохозяйственной кооперации" Сравнивая законы…
Сегодня, видимо, всем, кто как-то сталкивался с законом 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», известно, что создан он был по образу и подобию немецкого кооперативного закона.
А тот закон ведет свою историю аж с 1889 (!) года.
Это все равно, что для создания отечественного автомобиля мы взяли не абы что, а чертежи германского «Мерседеса». И хотели бы за 20 лет увидеть, как по всем просторам нашей страны мчатся такие же качественные, но уже российские машины, - то есть работают кооперативы.
Но как-то не получилось, - не едет.
Что-то недоделали, или одних чертежей оказалось мало. Как-то автомобиль вроде не из чертежей состоит, а из того, что по этим чертежам делают.
1. Нужно ОТК и ГАИ.
В российском законе такую функцию закрепили за ревизионными союзами, почти как в германском законе. Только как-то не все включили. В Германии нельзя зарегистрировать кооператив, если нет отметки соответствующего Аудиторского союза о том, что кооператив безопасен для его участников и не нарушены нормы при его создании, - в России никто не отвечает за кооператив при его создании!!! В Германии ревизор – это такой же аудитор. И за свои неправомерные действия или бездействие может понести наказание – вплоть до 5 лет тюрьмы. В России ревизор ни за что не отвечает.
2. Субсидиарная ответственность.
Как копировали этот важнейший для кооперативов вопрос? Но получилось, что в России для потребительских кооперативов члены на 100% отвечают по его долгам. И из-за этого фермеры не идут в кооперативы! А в Германии эта норма не регулируется самим законом, - полномочия закон передает на уровень устава. И ответственность в уставе может устанавливаться в том размере, в котором определит конкретный кооператив, - от полной до нулевой. И еще в законе масса разъяснений по этой теме. У нас же общие фразы и такой туман, что 10 лет потребовалось, чтобы найти хоть какую-то истину!
3. Грузовик или легковушка?
 В германском законе все кооперативы – коммерческие структуры. У нас же по ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим.
4. Согласованность с другими законодательными актами.
Германский закон о кооперативах имеет в своей структуре отсылку как минимум к трем общегражданским нормативным актам и структурам:
• Торговому уложению;
• Закону об аудите;
• Суд закреплен как орган, ведущий реестр кооперативов.
В России 193-ФЗ существует как бы в вакууме. Чтобы сделать свой российский Мерседес, мы взяли только корпус – без колес, двигателя, ОТК и ГАИ, - и 20 лет удивляемся: «Почему он не едет?»

Об изменении законодательства о кооперативах
Если мы сейчас вновь сделаем кальку с немецкого закона о кооперативах, что-то поменяется? Или на этот раз у нашей машины уже не будет бензобака? Все сделаем «Как у них», а про бензобак забудем!

I. Принципиальные решения должны быть приняты по двум позициям:
1. По нормативному регулированию статуса кооператива в ГК РФ:
a. По субсидиарной ответственности (ответственности членов кооператива по обязательствам кооператива).
b. Потребительский кооператив – это коммерческая организация – или некоммерческая
c. В зависимости от решения пункта b. Должны быть прописаны базовые нормы, важные для кооператива, в том числе: распределение прибыли, исключение двойного налогообложения, ограничение регистрации юридического лица под названием «кооператив», режим аудита, особый статус предприятий, принадлежащих кооперативам (отсылка к закону об ООО и АО)
2. По определению структуры, ответственной за блок кооперативного законодательства: Кто на уровне Правительства РФ сопровождает закон о кооперативах (ГК + все законы о кооперативах).

II. На основе тех решений, которые будут приняты по разделу I, определяется концепция и структура законодательства о кооперативах.


Сергей Николаевич Скоморохов
председатель союза "СельКооп"


Опрос: Субсидиарная ответственность


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры