Комментарий. Отчетная идиллия далека от действительности.
Кормов для скота запасено достаточно, утверждает пресс-служба Министерства сельского хозяйства России. И ссылаясь на данные субъектов Федерации, утверждает: обеспеченность животноводства (без свиней и птицы) кормами на зимне-стойловый период 2013-2014 годов в хозяйствах всех категорий составила 99,4 % от потребности. Информация Росстата о ситуации в главном держателе фуража – сельскохозяйственных организациях – заставляет серьезно сомневаться в благополучии.
В штабе отрасли утверждают, что всего в целом по стране в текущем году на одну условную голову скота (без свиней и птицы) заготовлено 21,2 ц корм. ед. При этом обеспеченность грубыми и сочными кормами составляет 103,9 % от потребности, концентрированными кормами – 91,2 %, кормами животного происхождения - 96,2 %. Благополучие с фуражом по всем федеральным округам. За исключением, как и можно было ожидать, краев и областей Дальневосточного ФО, пострадавшего от засухи. Для стабилизации ситуации по обеспечению в необходимом объеме кормовой базы к зимне-стойловому периоду 2013 - 2014 годов там приняты меры по восполнению недостающего объема грубых и сочных кормов за счет приобретения их в соседних регионах.
В общем, тишь да гладь да божья благодать. Создается впечатление, что дворы у владельцев личных подсобных хозяйств и фермеров ломятся от обилия высококачественного сена. Появившиеся с неба траншей и башни буквально ломятся от добротного сенажа и силоса. В подвалах тесно от кормовой свеклы, турнепса, клубней картофеля.
Вот только ситуация на кормовых дворах сельскохозяйственных предприятий, с которых обычно кормится личное поголовье коров и прочего крупного рогатого скота, что-то не подтверждает такую идиллию. По последним данным Росстата, на 1 декабря текущего года питательная ценность всех видов кормов в корпоративных хозяйствах оценивалась в 14,3 млн тонн корм.ед. Да, это больше, чем в канун календарной зимы 2012 г. – но лишь на 3%. Зато по сравнению с соответствующей датой 2011 г. разница весьма значимая – 2,7 млн тонн (чуть ли не 20%).
Примерно такая же разница по концентратам. Но это дело в принципе поправимое – естественно при наличии поддержки государства и воле бизнеса – зерно в стране есть. А вот с грубыми и сочными кормами, незаменимыми для крупного рогатого скота и овец, ситуация безотрадная. Их сейчас в хозяйствах, судя по данным Росстата, процентов на 15 меньше, чем в 2011 г. И лишь на 5% больше прошлогоднего. Еще серьезнее уровень обеспеченности животных фуражом. По сравнению с прошлым годом нынешний запас кормов в расчете на условную голову скота выше лишь на 2,4%, зато по сравнению с 2011 г. он ниже на 27%.
Стоит ли после этого удивляться, что производство молока во всех типах хозяйств уверенно продолжают падать?
Вот и в ноябре текущего года в целом по стране валовой надой оценен менее чем в 2 млн тонн – самый низкий уровень после 2005 г. За все одиннадцать месяцев нынешнего года производство молока во всех типах хозяйств составило 28,6 млн тонн – уже на 1,3 млн тонн меньше прошлогоднего на эту же дату.
Безусловно, в провалах молочного цеха страны остро сказались серьезные недостатки в государственной поддержке отрасли. И это предмет особого разговора, о чем постоянно рассказывает наш сайт.
Но материальной базой неблагополучия остается забвение кормовой базы отрасли. Вот лишь несколько цифр. За последнее десятилетие прошлого века производство кормовых корнеплодов упала с 17 до 3,2 млн тонн, однолетних трав на сено – 5,6 до 2 млн т, многолетних трав на сено – с 25 до 14 млн. С начала этого века деградация кормовой отрасли продолжилась. Даже в урожайном 2011 году собранный урожай кормовых корнеплодов упал до 1,4 млн т ( в относительно среднем 2012-м - до1,2 млн тонн), сена однолетних трав – до 2,1 млн (1,8 млн), сена многолетних трав – до 9,7 (7,8) млн тонн.
Особенно сетуют специалисты и ученые на дефицит внимания к многолетним травам, являющихся культурами универсального использования для производства различных видов кормов – сено, сенаж, силос, травяная мука. Как отмечается в последнем номере журнала «Адаптивное кормопроизводство», особенно эффективны в применении прогрессивные технологии, позволяющие существенно снизить потери кормов (сено ускоренной сушки, слабопровяленный силос и др.) и повысить их качество. При этом выход обменной энергии примерно такой же, как при силосовании кукурузы, а затраты на производство – ниже.
Следует принять во внимание и то, что размещение агроценозов многолетних трав различного целевого назначения позволяет существенно сократить затраты на противоэрозионные и мелиоративные мероприятия, а также снизить пестицидную нагрузку на окружающую среду. Данные исследований, проведенных во ВНИИ кормов им. В. Р. Вильямса, показывают, что наиболее эффективна зернотравяная и травопольная структура кормовой площади, позволяющая производить с 1 га до 5,0 т молока при высокой рентабельности производства.
Но в реальной действительности многолетние травы все более вытесняются с пашни. Особенно в последние годы. Если с 1990-го до 2000 год их площадь уменьшилась лишь с 18,3 млн до 18,1 млн га, то к 2005 г. она сократилась до 14,6 млн, а к 2012 г. – до 11 млн га.
Тип кормления коров все более становится похож на рацион свиней. В нем все больше превалируют концентраты. Все меньше в кормушках душистого сена, питательного сенажа и силоса. Все меньше коровы могут воспользоваться былым преимуществом российского сельского хозяйства – наличием больших площадей лугов и естественных сенокосов. Эти угодья почти повсеместно заброшены.
Стоит ли удивляться после этого нынешним бедам отечественного молочного цеха?
23/12/2013 Юрий Савин «Крестьянские ведомости»