Увеличение валового внутреннего продукта Банк России впервые связал со «значительным положительным вкладом сельского хозяйства». Речь идёт о прогнозе роста ВВП на четвёртый квартал нынешнего года до 2,2%.
Ситуацию в сельском хозяйстве комментирует председатель Совета Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР) Вячеслав Телегин.
– До сих пор развитие агропромышленного комплекса (АПК) происходило со знаком минус, иные деятели представляли его тормозом всего социально-экономического развития. Теперь ЦБ прогнозирует: сельское хозяйство-де может стать в четвёртом квартале 2013 года чуть ли не одним из драйверов.
Что ж, давайте последуем этой логике и представим себе, что сельское хозяйство начинает ускоренно развиваться. Это вызывает, в первую очередь, массовое потребление солярки и бензина, что потребует наращивания мощностей нефтеперерабатывающих предприятий. Увеличится и потребление электроэнергии, вырастет сельская инфраструктура (будут строиться дороги, появятся системы водоснабжения и газоснабжения), начнёт развиваться строительная отрасль, отечественный аграрный сектор станет потребителем российских качественных химических удобрений, которые сейчас ему не по карману (зато их покупают американские фермеры). Кроме того, мощный импульс будет придан развитию машиностроения и автомобилестроения – основного потребителя перевозок в сельском хозяйстве. Авторы прогноза совершенно правы в определении позитивных последствий, которые вызовет запуск мощного мотора развития аграрного сектора. И всё же, они исходят из посыла, а не из реалий нынешней аграрной политики, которая требует кардинальных перемен.
В Государственной программе на 2008–2012 годы уже закреплялся новый подход государства к сельскому хозяйству как перспективной и приоритетной отрасли экономики, а к селу в целом – как важному укладу жизни нашего народа. И, тем не менее, многие проблемы остались.
В сельском хозяйстве инфляция съедает астрономические суммы. Нынешний уровень поддержки этого сектора способен только нейтрализовать диспаритет цен, да и то не в полной мере. Необходимо предпринять срочные меры помощи малому бизнесу. Он производит большую часть сельхозпродукции, но на деле получает не более 10 процентов от объёма государственной помощи этому сектору. Преимущественно данная помощь поступает агрохолдингам. Так, недавно правительство решило субсидировать затраты на приобретение кормов для свинины и птицы, но при этом данная мера не распространилась на «крестьянские (фермерские) хозяйства и хозяйства населения». Малый и средний бизнес действительно должны стать основными двигателями экономического развития и обеспечить нашей экономике долгожданную конкурентоспособность, новые рабочие места. За этой позицией кабинета министров должны последовать конкретные практические дела.
Необходимо добиться того, чтобы объём средств, закладываемых в «Государственную программу развития АПК на 2013–2020 годы», действительно оказался достаточным для решения неотложных проблем сельского хозяйства. Пора выполнять поручения президента Владимира Путина об обеспечении продовольственной независимости и повышении качества жизни на селе. Хотя государственная программа развития АПК до 2020 года уже начала действовать, это не говорит о том, что её нельзя улучшать. Недостатки в разработке программы есть, и они должны быть исправлены. Показатели, которые не обеспечивают достижение конкурентоспособности продукции, а закрепляют тенденции стагнации в экономике, необходимо пересмотреть.