Бывшего директора кредитного потребительского кооператива граждан "Кредитное партнерство" Константина Дергалева взяли под стражу в зале суда: ему назначено наказание в виде девяти лет колонии общего режима и штраф - 600 тысяч рублей. По решению суда, квартиру Дергалева в центре Новосибирска продадут с публичных торгов (стартовая цена - 30 миллионов рублей), чтобы хотя бы частично погасить ущерб в 218 миллионов, нанесенный почти полутора тысячам вкладчиков.
Константин Дергалев признан виновным в мошенничестве в особо крупном размере и отмывании похищенных денег: судом установлено, что средства вкладчиков директор кооператива легко и непринужденно забирал из сейфов кооператива и переводил на счета подконтрольных ему фирм. Кроме того, на средства пенсионеров и инвалидов руководитель кооператива приобретал недвижимость, пытаясь организовать "арендный бизнес": купленные квартиры выводились из жилого фонда с намерением сдавать их в качестве офисов. По данным правоохранительных органов, таким образом было легализовано 44 миллиона рублей.
"Кредитное партнерство" действовало в Новосибирске четыре года, с 2004-го по 2008-й. Кооператив производил впечатление чрезвычайно надежной организации: в рекламных публикациях уверенно говорилось о наличии крупного гарантированного (имущественного) фонда в сто миллионов рублей, застрахованного в ведущих страховых компаниях России. Кооператив выдавал различные займы (презентовалось несколько программ, как в солидных банках) и привлекал средства вкладчиков - например, в "ассортименте" предложений был вклад "Заслуженная пенсия" под 26 процентов годовых. В 2006 году Константина Дергалева в СМИ назвали "Человеком года", а "Кредитное партнерство" - лидером рынка кредитно-потребительской кооперации. Деньги от вкладчиков вливались в кооператив мощным потоком: народ нес "партнерам" разные суммы, от пяти тысяч до девяти миллионов рублей.
Однако осенью 2008 года кооператив прекратил выплаты, а его офисы по всему Новосибирску закрылись. Среди вкладчиков началась паника: пожилые люди осаждали пустые кабинеты, где уже не было никого, кроме охранников, и писали письма во все инстанции. Спустя год им удалось добиться возбуждения уголовного дела о мошенничестве, и в 2011 году расследование было окончено. Приговор про делу оглашался всю рабочую неделю, с 23 сентября. Только простое перечисление сумм, которые Дергалев должен вернуть полутора тысячам вкладчиков, заняло больше часа.
В суде Константин Дергалев признал вину, но лишь частично. "Как это частично?! - кричали возмущенные пенсионеры. - Всех обобрал - и частично?!"… Кроме того, бывший директор кооператива просил прощения у вкладчиков и обещал, что заработает и вернет им все до копейки - если, конечно, его не отравят в колонию. Старики обещаниям уже не верили - они просили суд наказать Дергалева максимально строго. И остались довольны приговором: пожилой мужчина, сидящий в зале суда рядом с корреспондентом "РГ", едва не захлопал в ладоши, когда услышал о реальном сроке заключения - девять лет.
Сам же финансист такого сурового наказания явно не ожидал: в конвойное помещение его едва не несли на руках - он упрямо упирался ногами в пол, не желая делать ни шагу. Перед тем, как лишиться свободы, 40-летний "партнер" сделал неожиданное заявление, пытаясь объяснить жесткий приговор: "Я думаю, здесь присутствует личный мотив - месяц назад был задержан мой адвокат, Шмелев Сергей Александрович, который вымогал у меня восемь миллионов рублей в качестве взятки". Об этой истории с адвокатом правоохранительные органы, не называя фамилий, сообщали 23 августа: по информации СУ СКР по Новосибирской области, адвокат пытался совершить мошенничество - восемь миллионов рублей он просил для "разговора" с прокуратурой и судом о возможном смягчении наказания для обвиняемого, однако на самом деле собирался взять деньги себе и ни с кем ни о чем не договариваться. Возможно, Константин Дергалев смотрит на эти события иначе. По данным "РГ", он намерен обжаловать приговор.