Замечания и предложения к тексту проекта ведомственной целевой Программы Минсельхоза РФ "О развитии сельскохозяйственной кооперации на 2014-2016 годы". Сам факт разработки Программы - несомненно, явление позитивное, посколько выделяет кооперативные структуры из общего массива хозяйственных субъектов, действующих в агробизнесе страны. Из множества предложений, которые были высказаны перед съездом сельских кооперативов - в Программу вошли только несколько. Возможно, будут дополнения. Наиболее значимые - создание системы, консультирование и т.д. Многие из них в тексте Проекта отражены, но не вошли в список мероприятий. Несмотря на то, что Программа сделана как продолжение рассмотренной на съезде Концепции, остались непроработанными отдельные вопросы, которые можно отнести к системным: В названии Программы- речь идет о с/х кооперативах, итоги предполагается подводить также по с/х кооперативам. И только в тексте - добавлена потребительская кооперация, как часть с/х кооперативов, что противоречит ФЗ-193 "О сельскохозяйственной кооперации".(?!) Для с/х производственных кооперативов - в тексте речь идет о субъектах МСП, в условиях предоставления субсидий - нет. В Программе используется термин "Малые формы хозяйствования" - не имеющий под собой нормативно закрепленного определения. При этом не применяется терминология, принятая в Федеральном законе "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" № ФЗ-209 от 24 июля 2007 года. Программой вводится термин "Товарные хозяйства населения" - не имеющий определения в законодательстве, критериев отнесения, учета и отчетности. Программой используется термин "Работающие кооперативы" - не имеющий нормативного определения. В проекте Программы есть технические ошибки (ед. измерения в таблице). Предложения по доработке текста проекта Программы. Вариант 1 - внесение технических правок, в то же время имеющих кардинальные последствия: 1. Так как явно просматриваются четыре разных направления с разными механизмами организации и разными направлениями работы, их и нужно разделить по суммам финансирования и планируемым итогам реализации программы: -Потребительские общества; -С/х производственные кооперативы; -С/х потребительские кредитные кооперативы; -С/х потребительские (некредитные) кооперативы (СПоК). 2. Добавить задачи для СПоК: внести корректировки на уровне законов или подзаконных актов по теме субсидиарной ответственности; разработать единые правила бухучета и алгоритмы выбора системы налогообложения, в том числе и порядок отражения в бухучете грантов. 3. Дополнить субсидирование кредитов для СПоК идентично предлагаемым для организаций потребительской кооперации. 4. Добавить в приоритетные направления деятельности СПоК для получения грантов деятельность по совместному использованию сельскохозяйственной техники. Вариант 2. Для обеспечения реального воздействия на экономику в отношении СПоК нужны следующие дополнения: Провести детальный анализ состояния действующих СПоК, предусмотреть возможность использования части (например, 30%) запланированных средств на восстановление работоспособности "старых" кооперативов; Прописать алгоритм финансирования межрегиональных кооперативов. Предусмотреть для них возможность увеличения суммы финансирования пропорционально количеству входящих регионов; Для СПоК, получающих гранты необходимым условием должно быть открытые условия вступления в них, несомненно с сохранением права отказа и исключения, но СПоК, получающий господдержку, не может быть закрытым клубом; Для СПоК, получающих гранты, соглашением на срок 10 лет устанавливается запрет на реорганизацию в другие формы собственности (ООО). При нарушении данного соглашения или при ликвидации кооператива в 10-летний период, сумма гранта либо основные фонды приобретенные за его счет должны быть перданы другому СПоК, по параметрам соответствующим условиям предоставления грантов; СПоК должны иметь возможность получить средства поддержки из федерального бюджета, даже если нет финансирования из регионального бюджета. В противном случае не избежать лоскутности в развитии системы кооперации. СПоК нужны и в регионах с дефицитным бюджетом и в регионах, где исполнительная и законодательная власть недооценивают важность развития этого направления. С. Скоморохов, руководитель интернет - проекта "Сельскохозяйственная кооперация" selcoop.ru