Комментарий. Течет молочко из вымечка, а субсидии пока на бумаге.
В 2012 году всеми категориями хозяйств в России произведено молока больше, чем в любой из предшествующих двух лет (2010 и 2011 гг.) – без малого 32 млн тонн, по расчетам специалистов Минсельхоза России. Правда, прибавка составляет всего порядка 100 - 300 тыс. тонн. К тому же, с начала минувшей осени и по сию пору наблюдается снижение месячных валовых надоев по сравнению с соответствующими периодами предшествующей зимовки.
Пока ситуация в отрасли напоминает ту, что сложилась в зимовку 2010 - 2011 г. Тогда производство молока падало по сравнению с предшествующим периодом вплоть до того времени, как коров начали вволю кормить новым урожаем с пастбищ и пашни. Нынешние более скудные запасы грубых, сочных и концентрированных кормов делают такой сценарий вполне реальным.
Улучшение ситуации эксперты связывают с подключением «человеческого фактора». Речь идет о повышении материальной заинтересованности сельских товаропроизводителей в увеличении производства и улучшении качества молока. В ближайшие годы большие надежды возлагаются на выплату субсидий из федерального бюджета субъектам РФ на возмещение части затрат сельхозпроизводителей на 1 л (кг) реализованного товарного молока. Опыт такого рода накоплен в некоторых регионах страны и показал обнадеживающие результаты.
Соответствующее постановление федерального правительства подписано премьер-министром Дмитрием Медведевым в декабре прошлого года. В нем предусматривается, что с 1 января нынешнего года будут действовать субсидии за реализацию молока высшего и первого сорта. Но, как у нас водится, надой начал идти на переработку еще в новогодние праздники, а реальные деньги из выделенных в федеральном бюджете 9,6 млрд рублей поступят в хозяйства с запозданием. Не ранее середины февраля, считают многие эксперты.
Уж слишком непростой оказалась проблема. Разные взгляды специалистов на ее решение, о которых не раз говорилось и на нашем сайте, сближались медленно. В конце концов верх взяла позиция, в, сделавшая упор на увеличение производства и продажи именно высококачественного молока.
Эксперты Минсельхоза исходят из того, что в настоящее время лишь около 37% товарного молока в Российской Федерации относится к высшему сорту и около 60% к первому. Чтобы переломить тенденцию, признано целесообразным установление дифференцированного подхода к субсидированию. Для поощрения производства продукции высшего сорта средств выделяется в три раза больше, чем на стимулирование производителей молока первого сорта.
В Национальном союзе производителей молока высказывались опасения, что столь существенная дифференциации уровня поддержки может привести к дополнительной зависимости производителей молока от переработчиков, а также к коррупции среди недобросовестных участников рынка. Дело в отсутствии понятного и прозрачного механизма контроля над качественными параметрами молока.
О создании таких лабораторий в штабе отрасли пока лишь говорят.
Проблема усугубляется и тем, что на ближайшую перспективу предлагается установить повышенные требования к ведущим питательным компонентам молока. Субсидированию подлежит лишь та продукции, которая будет содержать жира и белка: в 2013 году – не менее 3,4% жира и 3,0% белка; в 2014 году – не менее 3,6% и 3,1%; в 2015 году – не менее 3,7% и 3,1%; в 2016 - 2020 годах – не менее 3,8% и 3,2% соответственно.
Участники состоявшегося на днях в Минсельхозе России «круглого стола» согласились с условиями предоставления указанной государственной поддержки в 2013 и 2014 годах. Вместе с тем оптимистами дальнейшего роста показателей массовой доли жира и белка в 2015 - 2020 годах оказались далеко не все.
Действительно, наука и опыт подтверждают, что независимо от породной принадлежности коров можно выйти на более высокие рубежи качества за счет «оптимизации условий содержания и кормления животных». Но это просто сказать, трудно сделать. По крайней мере, за годы реализации отраслевой программы по молочному скотоводству достичь цели не удалось.
Ученые отмечают, что для этого надо наряду с улучшением селекционной работы серьезно менять всю систему молочного животноводства. Это и микроклимат в помещениях, и режимы ухода за животными, доения, хранения, транспортировки скоропортящейся продукции. Это и современная система кормопроизводства и кормоприготовления. Это надежная ветеринарная служба. Наконец, это и проблема высококлассных и хорошо оплачиваемых специалистов, кадров среднего звена и массовых профессий…
Речь идет о больших инвестициях и о большой организационной работе. Реально ли это сделать за год-два? Многие эксперты-скептики (или реалисты?) считают, что производить молоко высшего сорта под силу лишь очень крупным хозяйствам и агрохолдингам. Удел рядовых хозяйств – первый сорт и более низкие закупочные цены. Так что большие субсидии им, как говорится, не светят.
В департаменте животноводства Минсельхоза России правят бал оптимисты. Или идеалисты?
Кто окажется прав, покажет время. Не оплатить бы ошибку дорогой ценой.