Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Если ты можешь это представить – ты можешь этого добиться.

На заседании Правительства РФ рассмотрен проект Госпрограммы развития сельского хозяйства

16 Июля 2012
На заседании Правительства РФ рассмотрен проект Госпрограммы развития сельского хозяйства
13 июля на заседании Правительства Российской Федерации Николай Федоров представил проект Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы.

Подчеркивая важность рассматриваемого документа, Председатель Правительства России Дмитрий Медведев отметил: «Представленный Минсельхозом проект госпрограммы сохраняет все действующие направления поддержки АПК, программа содержит как сугубо экономические инструменты, так и меры, направленные на повышение жизни населения, потому что это применительно к госпрограмме по развитию АПК абсолютно взаимосвязанные вещи. Мероприятия реализуются и планируются, исходя из принципа софинансирования со стороны региональных бюджетов, ну и, конечно, активного участия бизнеса».

В качестве стратегических целей Государственной программы на 2013-2020 годы также определены воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, экологизация производства, устойчивое развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России во Всемирную торговую организацию и обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей агропромышленного комплекса.

Необходимый объем средств государственной поддержки из всех источников за весь период реализации Госпрограммы составит 2,28 трлн. рублей. В том числе из средств федерального бюджета 1,51 трлн. руб., из средств региональных бюджетов 0,77 трлн. рублей.

Новой точкой роста отрасли, с учетом природно-климатического потенциала Российской Федерации, станет экспорт. К 2020 году объем экспорта российского зерна может составить до 40 млн. тонн ежегодно. Объем экспорта мяса птицы достигнет 170 тыс. тонн, свинины – 200 тыс. тонн – всего около 1 млрд. долларов в денежном эквиваленте.

Как подчеркнул Николай Федоров, господдержка сельского хозяйства будет ступенчато повышаться. Наряду с ростом производства, одним из приоритетов должно стать развитие социальной сферы села. 

Также в рамках реализации новой Государственной программы будет усилена ответственность субъектов за выполнение взятых обязательств.

Из стенограммы заседания Правительства Российской Федерации 13 июля 2012 года

Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев: Сегодня у нас в повестке дня рассмотрение госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия на период с 2013 по 2020 годы. Нам предстоит принимать госпрограмму и работать в условиях достаточно жёстких бюджетных ограничений. Тем не менее, агропромышленный комплекс требует повышенного внимания с учётом огромной территории нашей страны, её природных ресурсов, её возможностей в сфере сельского хозяйства и исторических традиций, конечно, тоже. Сельское хозяйство занимало и будет занимать особое место в отечественной экономике. На селе живёт треть граждан нашей страны. Развивая инфраструктуру агропромышленного комплекса, мы не только решаем проблемы продовольственной безопасности государства, но и модернизируем инфраструктуру территорий, создаём условия для сохранения традиционного уклада жизни огромного количества жителей нашей страны.

Программа – комплексный документ, определяющий основные направления государственной поддержки развития отрасли, включает она в себя шесть подпрограмм, четыре федеральные целевые программы, но об этом будет доклад. Напомню, что за период реализации приоритетного национального проекта развития АПК и госпрограммы в период с 2008 по 2012 годы были достигнуты весьма приличные результаты. С 2006 по 2011 год среднегодовые темпы прироста продукции сельского хозяйства составили 4,4%, производство скота и птицы выросло к уровню 2005 года на 42% (это как раз тот уровень, когда начиналась работа над проектом развития АПК), зерна – практически на 16%.

Инструменты государственной поддержки в сочетании с мерами таможенно-тарифного и нетарифного регулирования позволили обеспечить среднюю рентабельность в отрасли с учётом субсидий на уровне 12%. Ну и, может, самое главное: в отрасли кардинальным образом улучшился инвестиционный климат, деньги пришли в деревню.

Представленный Минсельхозом проект госпрограммы сохраняет все действующие направления поддержки АПК, программа содержит как сугубо экономические инструменты, так и меры, направленные на повышение жизни населения, потому что это применительно к госпрограмме по развитию АПК абсолютно взаимосвязанные вещи. Мероприятия реализуются и планируются, исходя из принципа софинансирования со стороны региональных бюджетов, ну и, конечно, активного участия бизнеса.

Как вы понимаете, в ближайшие годы агропромышленный комплекс будет жить в новых условиях, в условиях членства России во Всемирной торговой организации и углубления интеграции в рамках Таможенного союза, и здесь открываются как новые перспективы, так, конечно, создаются и дополнительные сложности. В связи с этим необходимо стимулировать дальнейший рост конкурентоспособности отечественных сельхозпроизводителей, их переход на новый технологический уровень, обеспечить создание современной инфраструктуры хранения, переработки и транспортировки продукции. По некоторым направлениям, я об этом неоднократно, кстати, говорил, мы в состоянии выйти на ведущие позиции в мире. Потенциально – практически по всем, с учётом тех природных богатств, территории, земель, водных источников, которыми обладает Российская Федерация.

В проекте программы предложен и ряд новых мероприятий. В частности, как мы и договаривались, вводится субсидирование на 1 л реализованного товарного молока. Часть действующих мер по поддержке растениеводства трансформируется в субсидии на поддержку доходности. В отдельную программу так же, как мы и договаривались, выделено развитие мясного животноводства. Кроме того, планируется увеличить финансирование экономически значимых региональных программ. По расчётам Минсельхоза, в результате реализации программ среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства должен составить не менее 2,5%. К 2020 году должны быть достигнуты основные показатели, которые содержатся в доктрине продовольственной безопасности нашей страны. Государственная программа по действующему закону «О развитии сельского хозяйства» подлежит утверждению до 15 июля.

Уважаемые коллеги, ещё одна тема – это системное улучшение условий ведения бизнеса в нашей стране. Это один из приоритетов работы Правительства России. На сегодняшнем заседании мы обсудим развитие такого механизма, как оценка регулирующего воздействия проектов нормативно-правовых актов. Этот механизм внедрён в практику госуправления недавно, со второй половины 2010 года. Задача – своевременно выявлять избыточные нормы, которые ведут к необоснованному росту издержек со стороны предпринимателей и сдерживают инвестиционную активность. Очевидно, что все эти явления отнюдь не редкость.

Как мне докладывают, за полтора года Минэкономразвития подготовило более 1100 соответствующих заключений, из которых примерно треть – отрицательные. В последнее время система регулирования экономической деятельности становится всё более сложной, многоуровневой. Значительная часть решений, которые сказываются на предпринимательской деятельности, принимается региональными и местными властями. С другой стороны, к решению этих задач подключился наднациональный орган – Евразийская экономическая коллегия. Таким образом, регулирования хватает, надо, чтобы оно было грамотным, а не бестолковым, эффективным, а не бессмысленным.

Принципиально важно вести диалог с предпринимательским и экспертным сообществом на эту тему и, конечно, быть готовым к открытым коммуникациям ещё на этапе формулирования того или иного решения. На прошлой неделе в Минэкономразвития, я знаю, проходила встреча с экспертами «Открытого Правительства», где обсуждался институт оценки регулирующего воздействия. Его дальнейшее развитие связано в том числе с распространением на сферы таможенного и налогового администрирования – это ключевые сферы с точки зрения бизнеса. Вчера мы этот вопрос обсуждали во время встречи с бизнесом в Екатеринбурге. В целом я рассчитываю на то, что данный инструмент позволит своевременно прогнозировать и выявлять положительные и отрицательные стороны внедрения тех или иных норм, анализировать возможные развилки и возможные альтернативы, тем самым повысит качество принимаемых решений, а стало быть, сделает их значительно более комфортными для ведения бизнеса.

С 1 октября этого года на специальном интернет-портале должна в обязательном порядке размещаться информация о подготовке проектов нормативных актов и о результатах их публичного обсуждения. Хотел бы, чтобы Минэкономразвития оказывало методическую поддержку всем заинтересованным сторонам, естественно, чтобы при этом использовались инструменты «Открытого Правительства», при осуществлении этой деятельности.

Приступаем к работе. Первый вопрос – о проекте государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродуктов, сырья и продовольствия на период с 2013 по 2020 год, доклад Николая Васильевича Фёдорова.

Министр сельского хозяйства Российской Федерации Н.В.Фёдоров: Спасибо большое от имени аграрников России, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за более чем глубокое понимание, я бы сказал – чувствование проблем и нужд российского села. Могу сказать, что такое обстоятельство не только поддерживает, но и вдохновляет аграрников, а вдохновенный труд возвращает расходы государства сторицей и в бюджет, и, думаю, даже на стол уважаемого Антона Германовича (А.Г.Силуанов) и членов его семьи.

Д.А.Медведев: Почему только Антона Германовича? Ему одному, что ли, есть надо?

Н.В.Фёдоров: Всех, в том числе Антона Германовича.

Д.А.Медведев: Правильно, кормить министра финансов нужно как следует, на убой. Пожалуйста.

Н.В.Фёдоров: Спасибо. С начала реализации нашего приоритетного национального проекта произошли действительно очень серьёзные изменения, Вы можете это увидеть на слайде №2. Меры государственной поддержки вызвали приток, очень сильный приток частных инвестиций в сельхозпроизводство. Сегодня совокупный инвестиционный портфель составляет около 1,6 трлн рублей и обеспечивает устойчивые темпы развития и модернизации агропромышленного комплекса. Заметным результатом господдержки частных инвестиций стал рост в отрасли, который уже в значительной степени гарантирует продовольственную независимость по отдельным продовольственным группам. Например, в прошлом году показатели продовольственной безопасности по самообеспеченности составили по зерну 99%, сахару – 96%, картофелю – 96%, мясу и мясопродуктам – 73%, молоку и молокопродуктам – 80%, маслу растительному – 76%.

Могу сказать, что и российский агропромышленный комплекс стал своего рода подушкой безопасности, что позволило стране пережить мировой кризис. Экономический рост в отрасли наблюдался даже в этот непростой период. Так, за последние пять лет было построено и модернизировано более 700 объектов для свиноводства, около 400 для птицеводства и 200 для производства мяса крупного рогатого скота. Наиболее интенсивное развитие получили птицеводство и свиноводство.

Известно, что количественные изменения в определённый момент переходят, должны перейти в качественные, и сегодня агропромышленный комплекс находится именно на таком переломном этапе. Ещё несколько лет назад перерабатывающие мощности страны были избыточными, сегодня же есть локальные дефициты перерабатывающих мощностей, например по сахару, маслу, мясу, сырам. Наш практический вывод: целесообразно, сохраняя рост производственных показателей, наращивать мощности перерабатывающей пищевой промышленности, развивать логистику и инфраструктуру продовольственных рынков, чтобы российские граждане имели возможность приобретать отечественную и качественную продукцию.

И сегодня наша страна, как сказал Премьер, Председатель Правительства, располагая мощным потенциалом для развития аграрного сектора, принципиально способна обеспечить не только собственную продовольственную безопасность, но и сыграть ключевую роль в решении этой всемирной проблемы. При этом поставляемой на экспорт продукцией не должно быть обычное зерно, ибо оно тоже почти сырьё. Необходимо диверсифицировать экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью, это важнейшее условие конкурентоспособности отечественной продукции как на внутреннем рынке, так и в пространстве Таможенного союза и ВТО. Такие подходы, такая идеология легли в основу новой государственной программы.

Непосредственно о документе: проект программы разработан на основании источников, определяющих направление и реализацию госполитики в сфере АПК. Это и закон «О развитии сельского хозяйства», Доктрина продовольственной безопасности, Концепция развития России до 2020 года, поручения Президента и Правительства России по отдельным направлениям развития, рождённые в результате широких общественных обсуждений, дискуссий в экспертном сообществе. В проект вошли как меры господдержки, уже доказавшие свою эффективность в течение последних пяти лет, так и новые направления. И при этом мы исходили из необходимости проведения системной госполитики в сфере АПК, охватывающей как экономические, так и социальные и экологические аспекты. Важным принципом для нас была сбалансированность производства продукции с её дальнейшей переработкой и последующей реализацией.

В качестве стратегических целей были определены обеспечение продовольственной независимости в параметрах Доктрины продовольственной безопасности, повышение эффективности использования земельных и других ресурсов, экологизация производства, комплексное развитие сельских территорий, повышение конкурентоспособности АПК. Структура каждой из подпрограмм и федеральных целевых программ, входящих в программу, с запланированными объёмами финансирования подробно представлены на слайдах №8, 15, можете посмотреть на них.

Объём бюджетных ассигнований на реализацию госпрограммы из средств федерального бюджета составляет 1,509 трлн. рублей, в том числе через Минсельхоз России – 1 трлн 423,8 млрд, через Россельхознадзор – 85 млрд 887,5 млн рублей. Заметное изменение мер или методики господдержки связано в том числе с присоединением России к ВТО. Мы постепенно отступаем от прежних форм прямого субсидирования, переходя к поддержке повышения доходности сельхозпроизводителей. Объём финансирования с поэтапным ежегодным повышением – от 15 млрд до 38 почти. Это более эффективно - развитые страны используют именно такой механизм, но при этом критерии отбора не  позволяют безнадёжно безответственным предприятиям получать немалые госсредства и жить на них порой паразитами, без всякой отдачи.

По поручению руководства страны и с учётом стратегических приоритетов в отдельную подпрограмму выделено развитие мясного скотоводства: финансирование – от 7 млрд до 9,5 с последовательным ежегодным увеличением. Стимулом для развития молочного производства, как было уже сказано, должен стать новый вид поддержки субсидий на литр реализованного товарного молока – объём финансирования от 10 до 12,5 млрд рублей. Данная мера также призвана помочь эффективным производителям, потому что сегодня в стране производится только 50% товарного молока, а высшего качества – не более 30%. Для сведения могу сказать, что по европейским стандартам наше товарное молоко, молоко первого сорта, не признаётся в качестве товарного, а признаётся соответствующим стандартам Европы только 30%. Нам ещё там двигаться и двигаться, и такого рода стимулирующая выплата на литр товарного, качественного молока – это вопрос как раз повышения эффективности аграрного сектора и качества.

Увеличено финансирование экономически значимых региональных программ: начиная от 13 млрд до 21,3 млрд с ростом. Этот механизм себя уже тоже оправдал – в текущем году на 12 млрд федеральных денег регионы выделили более 25 млрд своих.

И о регионах хочу сказать особо. В рамках реализации новой программы мы будем усиливать ответственность субъектов Федерации за выполнение взятых обязательств, причём наряду с ростом и эффективности производства ключевым приоритетом мы планируем сделать развитие социальной сферы. Этот критерий станет одним из важнейших при заключении с регионами соглашений о софинансировании.

Прогнозируемые объёмы производства продукции сельского хозяйства и пищевых продуктов по большинству видов позволят, с учётом допустимого импорта, обеспечить питание населения страны по более рациональным нормам и таким образом достичь пороговых значений показателей, определённых в Доктрине о продовольственной безопасности.

В части основных показателей госпрограммы, исходя из принимаемого ресурсного обеспечения, мы ожидаем, что индекс производства продукции в хозяйствах всех категорий к 2020 году по отношению к 2012 составит 119,6% (в том числе производство продукции животноводства вырастет почти на 20%, растениеводства – на 19%), индекс физического объёма инвестиций в основной капитал составит 141,9%, уровень рентабельности по направлению хозяйственной деятельности к 2020 году должен вырасти в среднем до трёх процентных пунктов с учётом субсидий. Среднегодовой темп роста продукции сельского хозяйства в период до 2020 года должен составить не менее 2,5%, производства пищевых продуктов – 3,5–5%. Более высокие темпы намечены по группам мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, плодоовощной продукции.

Исходя из заявленных целей и приоритетов, в проекте программы запланировано соответствующее ресурсное обеспечение. Необходимый объём средств господдержки из всех источников за весь период реализации госпрограммы составит 2,28 трлн рублей, в том числе из средств федерального бюджета – 1,51 трлн, из средств региональных бюджетов – 770 мрлд.

Указанные объёмы распределены по годам и направлениям поддержки, можно сказать, с творческим учётом ограничений, установленных ВТО. Мы рассчитываем, что реализация названных направлений госпрограммы в конечном итоге практически поможет сформировать и крепкую диверсифицированную экономику, и заметно повысит уровень благосостояния наших селян, ведь добрые семена, брошенные в благодатную почву, созданные нашей программой, должны дать богатый урожай.

И последнее, уважаемый Дмитрий Анатольевич. Мы в течение сегодняшнего дня интенсивно сидели с Минэком, с представителями и с коллегами из Минфина, Минэка у Аркадия Владимировича (А.В.Дворкович). Ещё раз обсудили проект протокольного решения и согласованно предлагаем дополнить пункт первый протокольного решения, после завершения этого предложения, формулировкой: «с последующим возможным уточнением указанных объёмов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации». И пункт второй протокольного решения: слово «на 14 млрд» заменить более ответственным на самом деле словом – «до 14 млрд рублей».

Спасибо за внимание.

Опрос: Субсидиарная ответственность


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры