Еще неделя без дождей - и хлеба будет меньше, чем в 2010-м. Об этом в один голос заявили участники межрегионального конгресса "Агропром", прошедшего в конце мая в Воронеже. Некоторые специалисты напомнили, что в прошлом году страну выручил юг. Но сейчас и там "великая сушь" да саранча.
С тех пор осадки кое-где выпали, но не слишком значительные. По данным обследований, запасы влаги в почве вполовину меньше, чем необходимо для нормального развития растений. В ряде районов Воронежской области из-за риска гибели посевов введен режим чрезвычайной ситуации. Хозяйства гадают, как возвращать кредиты, взятые на волне энтузиазма после рекордных урожаев прошлой осени. Население южных районов потихоньку запасается мукой и крупами, сообщает "
Российская газета".
- Спад урожайности в основных зерносеющих регионах составит порядка 25-30 процентов от уровня 2011 года, - предположил заведующий сектором агроклиматических ресурсов Сибирского отделения Российской академии сельскохозяйственных наук Владимир Понько. - У нас еще с перестроечных времен есть долгосрочный прогноз засух на долготах земледельческих зон на период с 1991 по 2025 год. До сих пор он сбывался с высокой степенью точности. Методика учитывает многолетнюю динамику урожайности, климатические и геофизические колебания. По нашим расчетам, в 2012 году "ядром" засухи будет Западная Европа вплоть до Минска и Поволжье, в 2013-м - Центральный федеральный округ до Саратова. Урожайность зерновых в этом сезоне ожидаем в районе 43 центнеров с гектара в Краснодарском крае (в прошлом году было 55), 23 центнера (против 29) - в Ростовской области, 32 (к 39) - на Ставрополье.
Перспективы воронежских растениеводов эксперты оценивают более мрачно: валовые сборы могут оказаться на 30-40 процентов ниже, чем планировалось.
- Под списание уже попадает пятая часть посевов озимой пшеницы, на 40 процентах ее площадей мы сможем получить до 15 центнеров с гектара, остальной клин даст по 20 и более центнеров - при условии, что в ближайшее время пройдут дожди. Пока же растения выживают лишь благодаря тому, что по ночам прохладно: оседает конденсат. Озимая рожь и тритикале выглядят получше, но ими засеяна небольшая территория, - рассказал директор Воронежского НИИ сельского хозяйства имени В. В. Докучаева Виктор Турусов. - Яровые культуры находятся в угнетенном и критическом состоянии. Прекратили рост горох и нут, неравномерно развиты всходы подсолнечника и кукурузы. Слаба сахарная свекла: в некоторых районах прошелся ураган, листья и верхнюю часть корешков посекло песком - до трети растений из-за этого погибнет либо не обретет должного качества. Чтобы продержаться пару недель до дождей, надо применять биоактивные вещества - антистрессанты, повышающие адаптивность растений к неблагоприятным факторам среды.
До 10 июня в департаменте аграрной политики региона собирают сведения о потерях хозяйств из-за неблагоприятных погодных условий. Затем чиновники подадут сводку в минсельхоз - вдруг из федерального бюджета выделят соответствующие компенсации? Первый заместитель руководителя департамента Александр Квасов тревоги не скрывал:
- Десять российских житниц фактически оказались в зоне ЧС, зерна у них в нужном количестве не будет. Нас ждет рост цен. Определенные трудности в связи с этим будут и у животноводов, надо готовиться.
На заседаниях Агропрома обсудили и обострившуюся ситуацию с болезнями растений. Одни докладчики доказывали, что засуха спровоцировала мутацию микроорганизмов, в том числе нетипичных для региона - завезенных с импортными семенами. Другие возражали: это несущественно на фоне активного размножения насекомых-вредителей - клопа-черепашки, тли, блошки и, что самое опасное, саранчи.
Десять рорссийских регионов фактически оказались в ЧС - зерна в этом году здесь будет мало
- Астрахань, Белгород, Волгоград, Саратов, Тамбов - раньше саранчовые (разные виды кобылки, итальянский прус) у нас появлялись оттуда. Граничащие с этими областями районы и сегодня в зоне высокого риска. Новохоперцы из-за этого перешли на чрезвычайное положение, на очереди Борисоглебск, - сообщила начальник отдела защиты растений ФГБУ "Россельхозцентр" по Воронежской области Наталья Байбакова. - Вдобавок у нас обнаружены и свои очаги размножения пруса, где на квадратный метр приходится от 50 до ста личинок! Много их на подсолнечнике, а если прус образует стадную форму и начнет перелетать с поля на поле, то ущерб будет нанесен всем сельхозкультурам. В 2011 году мы обработали инсектицидами 14 тысяч гектаров, нечто подобное предстоит и теперь. Причем надо спешить, так как жара ускоряет развитие насекомых. Богучарский, Борисоглебский, Грибановский, Новохоперский и Поворинский районы уже принимают меры. А в Бобровском, Кантемировском и Лискинском районах другая напасть - луговой мотылек. Тоже гусеницы в огромных количествах и везде - на зерновых, подсолнечнике, в лесополосах. Прежде всего нужно защитить сахарную свеклу. Клоп-черепашка встречается на 100 процентах обследованных посевов зерновых…
Наряду с оперативными вопросами специалисты подняли и стратегические. Так, председатель Воронежского зернового союза Антон Пермяков указал на пагубное увлечение сельхозпроизводителей зарубежными семенами:
- Мы сидим на игле импорта, особенно кукурузы и подсолнечника. На данный момент это выгодно - покупаем то, что дешевле. Но в мире всего около пяти фирм-продавцов этих семян, и, когда они выдвинут свои требования, мы будем вынуждены подчиниться. Тем временем наше невостребованное семеноводство становится все слабее.
Как подтвердил Виктор Турусов, из импортного материала выращивают 70-80 процентов кукурузы, 90 процентов сахарной свеклы и подсолнечника. Селекция этих культур науко- и трудоемкая, требует больших материальных затрат. А соответствующая система учреждений - от НИИ и вузов до семенных хозяйств, некогда имевшихся в каждом муниципальном районе, - разрушена.
- Тем не менее есть и положительные тенденции, - добавил Виктор Турусов. - С некоторых пор аграрии уделяют внимание элитному семеноводству отдельных культур - бобовых, многолетних трав, перспективных сортов озимой пшеницы и тритикале. Получают признание гибриды, полученные Пятигорским институтом кукурузы. Ведь заграничные селекционеры нацелены на повышение продуктивности, а для нашего климата более важна раннеспелость. Отечественные гибриды сахарной свеклы выигрывают по лежкости и не уступают по сахаристости. Что касается зерновых, то ни Западная Европа, ни Штаты не имеют сортов и гибридов, полностью приспособленных к российским условиям.
Государство выплачивает субсидии на поддержку селекции и семеноводства из казны - в том числе научно-исследовательским центрам и опытным хозяйствам. Но, по замечанию Александра Квасова, усилить господдержку мешают законодательные нормы. Финансировать фундаментальные проекты можно лишь через Россельхозакадемию, а она в этом плане "не очень активна".
Прямая речь
Антон Пермяков, председатель Воронежского зернового союза:
- Мы с настойчивостью, достойной лучшего применения, наступаем на старые грабли. Зерно из государственного интервенционного фонда распродали по 5400-5500 рублей за тонну, в закромах страны остался двухнедельный запас - да и тот в основном в труднодоступной Сибири. Скоро увидим, как экспорт зерна прекратится, тонна подорожает и до девяти тысяч. Я-то был бы этому только рад: занимаюсь свиноводством, на мясо цена хорошая, поэтому мне важна не столько стоимость фуража, сколько его наличие. Но, учитывая перспективы этого сезона, не повторится ли ситуация 2009 года, когда мы не знали, где взять зерно для своих нужд?
Мы не должны становиться заложниками "чистого" растениеводства. Для развития территории это тупик: при современных технологиях один человек в среднем может обрабатывать 200 гектаров. То есть на Верхнехавский район достаточно 400 работников, ну, пусть тысячи - с обслугой. А трудоспособного населения - в 20 раз больше. Да и выработка на человека в растениеводстве максимум два миллиона рублей в год (если овощи выращивать в теплице), а в среднем 1-1,2 миллиона. То есть 100 тысяч в месяц. Да такой зарплата должна быть! А в животноводстве реально получить до десяти миллионов на человека. Потому что гектар приносит уже не 30-50 тысяч рублей, а сто: кормит корову, та в год дает шесть тонн молока по 15 рублей за литр… А если через свинью этот гектар "пропустить", то и больше ста тысяч выйдет. Не говоря уже о том, что навоз можно вернуть на поля и сэкономить на удобрениях.
Правда, по стране вследствие развала ветслужбы расползлась африканская чума свиней. Селекция в кризисе, а западные компании неохотно делятся достижениями и не спешат поставлять в Россию здоровых животных. Плюс хромает подготовка кадров, но эту проблему мы хоть понимаем, как решать.