Минувшая неделя отчетливо показала - туристическая отрасль переживает кризис и нуждается в срочном реформировании. Понимают это и ведущие игроки рынка и государственные органы. На встречах профессионалов турбизнеса, проходивших в рамках традиционных весенних выставок "Интурмаркет" в Крокус-Экспо и MITT в Экспоцентре горячо обсуждались наболевшие вопросы. Главные дискуссии развернулись вокруг спорных поправок в туристическое законодательство, а именно - работа агентств от имени и по поручению туроператора и обязательное создание саморегулируемых организаций (СРО). Турбизнес справедливо обвиняет госструктуры в "уклонении и невыполнении" возложенных на них обязанностей по развитию туротрасли, а госаппарат отвечает на это скороспелыми поправками в законодательство, сообщает "
Российская газета".
Наиболее злободневные вопросы, которые обсуждали специалисты туррынка, касались законодательства. Напомним: поправки в ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" в первом чтении были приняты Госдумой 6 июля 2011 года. Слушания изменений в законодательство во втором чтении неоднократно откладывались. Специалисты отрасли доказывали, что закон содержит ряд положений противоречивых и трудно применимых на практике. Руководство минспорттуризма уверено, что все поправки к закону урегулируют рынок и защитят туристов. Обсуждение поправок в закон "Об основах туристской деятельности в РФ" вышло за рамки отрасли - в Госдуме спорные пункты законопроекта обсуждали представители Федеральной антимонопольной службы (ФАС), минэкономразвития, "ОПОРЫ России" и общественные туристические организации. Это логично: "туристический" закон затрагивает практически все отрасли экономики страны. Однако ни властные структуры, ни представители бизнеса к единому мнению относительно спорных поправок пока не пришли. Чиновники и бизнесмены не слышат друг друга.
Турагенты обязаны будут заключать договора с туристами, "от имени и по поручению туроператоров"; туроператоры обязаны будут создавать СРО; для туроператоров, занимающихся выездным туризмом, предусмотрено увеличение уставного капитала
Что именно предлагает минспорттуризм и что вызывает большие сомнения у бизнеса? Коротко основные поправки: из опубликованного законопроекта на сайте профильного министерства следует, что турагенты обязаны будут заключать договора с туристами, "от имени и по поручению туроператоров"; туроператоры обязаны будут создавать саморегулируемые организации (СРО); для туроператоров, занимающихся выездным туризмом, предусмотрено увеличение уставного капитала. А также туроператоры, занимающиеся выездным туризмом, обязаны будут представить отчетность обо всех проданных путевках в Ростуризм, и с 1 июля 2012 года гостиницам запрещено принимать туристов без прохождения классификации. Предусмотрено также увеличение финансовых гарантий для туроператоров. Если обновленный закон в целом вступает в силу с момента его опубликования, то отдельные его пункты станут легитимными не одновременно. Так, в случае принятия поправки "от имени и по поручению туроператоров", эта норма станет обязательной с 1 января 2013 года. Обязанность вступления туроператоров в СРО появится с 1 января 2014-го, а увеличение уставного капитала будет происходить в два этапа: в январе 2013 и 2014 годов.
Поправка, обязывающая турагентов работать от "имени и по поручению" туроператора вызывает протест среди профессиональных объединений турбизнеса. Юрий Барзыкин, вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) считает, что работа агентств "от имени и по поручению туроператора" сузит рынок, ограничит конкуренцию, повысит стоимость услуг для потребителя и сделает бизнес более дорогим.
По мнению Владимира Канторовича, первого вице-президента Ассоциации туроператоров России (АТОР), подобная законодательная норма провоцирует коррупцию, поскольку появится возможность непрерывно проверять туркомпании и наказывать их за невыполнение закона.
Выступая на I Всероссийском cъезде туристических общественных организаций, Майя Ломидзе, исполнительный директор АТОР, заявила, что эта поправка узаконит ситуацию, когда в регионах смогут работать лишь уполномоченные агентства тех или иных туроператоров. "Никто из туроператоров не позволит неизвестному розничному продавцу реализовывать путевки от своего имени, продавать смогут лишь уполномоченные агентства. Означает это существенное сокращение розничной продажи туров", - подчеркнула она.
Не все участники рынка против этой поправки. Поддерживает ее, например, Сергей Агафонов, гендиректор управляющей компании "Сеть магазинов горящих путевок". Он считает, что новые поправки серьезно упорядочат рынок и позволят устранить работу сезонных турагентств.
Заметим, что далеко не все участники турбизнеса принимают участие в законодательных дебатах. Так, Сергей Назаров, председатель совета директоров компании "Чайна трэвел", считает, что для турбизнеса не имеет никакого значения, будет принята скандальная поправка или нет. "Работать поправка не будет, - отметил он. - Многие туроператоры одновременно являются и операторами и агентами. Порой клиент даже не знает, путевку какого туроператора он приобрел. Новое законодательство лишь усложнит схему подобных продаж. Я за закон в том случае, если все участники рынка будут его исполнять".
Георгий Мохов, заместитель руководителя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы подвел итог: "Правовые последствия поправки не проработаны, принимать ее преждевременно, в случае утверждения этой нормы структурные изменения в бизнесе произойдут, но рынок адаптируется к законодательным реалиям и продолжит работу". Хорошо ли будет от этого туристу? Ответа нет.