Принято считать, что международная берлинская продовольственная выставка «Зеленая неделя» - это большой европейский «желудок», который готов к любым гастрономическим экспериментам. И это в очередной, уже 77-й раз, подтвердили 57 стран, разместившие в выставочном комплексе Мессе Берлин свои национальные экспозиции. Собственно говоря, главные дегустаторы здесь – немцы. Каждый январь их съезжается в столицу до полумиллиона человек.
Впрочем, судьбы мирового продовольственного рынка, векторы его завтрашнего развития определяют, конечно, не добропорядочные бюргеры, пробующие выпивку и закуску. А кто?
Скорее всего, это деловые люди разных национальностей, которые проводят тысячи встреч и переговоров в кулуарах «Зеленой недели». Есть тайная догадка, что певческие и танцевальные фольклорные коллективы из разных стран привозят в Берлин лишь для того, чтобы посетители, слушая тирольских пастухов или кубанских казаков, не мешали бизнесменам решать серьезные вопросы.
Россияне, во всяком случае, приехали на «Зеленую неделю-2012» именно для того, чтобы договариваться о новых инвестициях в АПК. Это подтвердила на открытии российского национального павильона и министр сельского хозяйства РФ Елена Скрынник. «Основные задачи нашей страны, - подчеркнула она, - это обмен передовыми технологиями, презентация достижений отечественного АПК. Передача опыта, привлечение зарубежных партнеров, и что я считаю особенно важным, - это обеспечение выхода российской аграрной продукции на международный рынок».
И если в отношении выхода нашей сельхозпродукции на экспорт задача формулируется пока осторожно (кроме зерна, пока и поставлять особо нечего), то привлечение зарубежных партнеров – самая насущная задача.
Так что пока наш главный «товар» - это готовые инвестиционные проекты. В этом году в национальном павильоне России было представлено 223 перспективных инвестиционных проекта в сфере АПК. Общая их сумма - 6,4 млрд евро (в 2011 году - 81 проект на 2,19 млрд евро).
Пока нигде не сообщалось, сколько именно международных контрактов было заключено россиянами на «Зеленой неделе-2012», но планировалось, что их будет как минимум 9, и общая сумма заключенных сделок составит примерно 280 млн евро, тогда как в прошлом году контрактов было подписано на 220 млн евро.
Цифры в данном случае не очень важны, главное – суть происходящего.
По словам президента Агропромышленного союза Кубани Игоря Лобача, «Зеленая неделя» в деловом смысле, конечно, сильно уступает выставке «Югагро», которая ежегодно проходит в Краснодаре, но здесь – что крайне важно – завязываются первые контакты с иностранными инвесторами.
- Но если раньше при виде иностранца с деньгами мы бросались к нему в объятия, - замечает Игорь Лобач, - то сегодня задаем вопрос: а что конкретно ты хочешь от Кубани? Желающих делать бизнес на кубанской ниве уже очень много. Сегодня мы выбираем. Раньше выбирали нас.
И эта разборчивость, в хорошем смысле привередливость – еще одна отличительная черта поведения россиян на «Зеленой неделе» в сравнении с прошлыми годами.
Раньше мы приезжали сюда для того, чтобы напомнить, что Россия есть, в ней много пашни, и, обрабатывая ее, можно кое-что выращивать. Сегодня аграрных амбиций прибавилось, но не хватает новейших технологий и денег, чтобы освоить поистине космические сельскохозяйственные просторы.
Еще один из 22 российских регионов, представленных в этом году на «Зеленой неделе», это Ростовская область. Договорились о встрече с заместителем губернатора Вячеславом Василенко, чтобы поговорить о выставке, о роли и месте России в международном аграрном производстве.
- А что, - спрашиваю, - стенд у ростовчан такой скромный? Свежие морковка, свекла, лук в телеге лежат. Ну, рыбка копченая. Больше нечего показать?
- Мы, в общем, сюда, не торговать приехали, - отвечает. – Хотя под занавес выставки все, конечно, будет продано. Не везти же обратно.
- А что же здесь делать, если не хвалиться едой?
- Хвалиться есть чем. Мы и зерно, и подсолнечник, и растительное масло экспортируем, но зачем этим хвалиться? Мы больше всех в стране производим мяса индейки – 30 тысяч тонн. Потенциал – 90 тысяч тонн. Пока весь объем расходится внутри страны, но сейчас уже думаем о глубокой переработке мяса, и в этом смысле нам «Зеленая неделя» интересна. Вполне возможно, что через пару-тройку лет придется пробиваться на рынок ЕС. Но сначала все-таки надо накормить Россию.
Гораздо важнее сегодня, по мнению Вячеслава Василенко, наращивать мускулы, то есть, объемы производства различных видов продукции. Вот, например, аквакультура, разведение и переработка прудовой рыбы. Ростовская область и так – номер один среди российских регионов в освоении внутренних водоемов. Однако на лаврах почивать не намерена.
- Буквально сегодня у нас состоялось несколько серьезных встреч, - рассказал заместитель губернатора. - Одна из них - с немецким инвестиционным агентством. Их представители уже бывали в России, и в Ростовской области, в частности. Договорились о проекте по производству черной икры в Октябрьском районе Ростовской области. Кроме того, определились еще по ряду направлений. В частности, у нас один из самых больных вопросов – это переработка сахарной свеклы. Мы производим ее более 1 миллиона тонн, но не имеем ни одного сахарного завода.
По словам Вячеслава Василенко, на нынешней «Зеленой неделе» одна из ростовских агрофирм подписала соглашение с голландской компанией о строительстве в 2012 году тепличного комплекса (первая очередь – 20 га, вторая – на 60 га).
В конечном итоге и западные технологии, и иностранные инвестиции нужны России для того, чтобы начать экспортировать продовольствие. Нефть, конечно, хороший экспортный товар, но она кончается. А вот еда не кончится никогда, она - ресурс возобновляемый. Во всяком случае, до тех пор, пока жив крестьянин.
Сегодня Россия экспортирует в страны Европы 500 тонн оленины (еще три года назад объем экспорта едва доходил до 100 тонн). И пионер в этом деле – Ямало-Ненецкий автономный округ, павильон которого на «Зеленой неделе» пользовался повышенным вниманием посетителей. То ли потому, что здесь предлагали продегустировать копченую оленину, то ли потому, что зазывалой был шаман с бубном. Ямал, кстати, хочет еще и сибирскую речную рыбу продавать в Европу (ее тоже можно было попробовать).
Но оказалось, что удивить европейцев мы можем не только экзотическим продуктом. Но и вполне привычным – подмосковным хлебом, например.
Немецкий министр сельского хозяйства Ильзе Айгнер действительно была в восторге от продукции подмосковных пекарей, даже остановилась у стенда компании «Каравай-СВ» и попозировала перед фото- и телекамерами с огромным калачом в руках.
Причина такого восторга прояснилась немного позже, на международном форуме министров сельского хозяйства, который состоялся в рамках «Зеленой недели». Госпожа Айгнер сказала, что продуктовый ширпотреб, произведенный на фаст-фудовских фабриках – не самая лучшая еда. А вот все настоящее, произведенное на небольших фермах в разных уголках мира, - достойно самого пристального внимания национальных правительств. И первоочередной продовольственной задачей, стоящей перед человечеством, подчеркнула министр, следует признать необходимость оказывать всяческую поддержку мелким крестьянским хозяйствам, а также заботу о сохранении агроэкологического ландшафта.
В том, что мир прекрасен своим разнообразием, убеждал меня и продавец вяленой испанской свинины. Это мясо, которое доходит до готовности целых 6 месяцев (причем, без всяких специй, даже без соли) называется серрано, по имени испанской местности, в которой его производят. Продавец, как выяснилось, турок, однако это обстоятельство совершенно не мешает ему брать в руки свинину, да еще и нахваливать ее.
Турок, который продает испанскую свинину, – это и примета глобализации, и гастрономический патриотизм одновременно. И это лучше любых цифр и статистических выкладок характеризует «Зеленую неделю». Гастрономический рай, переплетение вкусов, изысканность и крестьянская простота одновременно.
И еще, к слову, о свинине. На берлинскую выставку все российские мясоперерабатывающие заводы привезли колбасу, сработанную без свиного мяса, из одной говядины. Это - результат жесткого запрета организаторов, а те в свою очередь ссылаются на ограничения, введенные ЕС на ввоз из России свинины в любом виде. Если это не начало санкций в связи с разгулом на территории России африканской чумы свиней, то скажите, что это?
Через пару лет, по заверениям минсельхоза, мы готовы начать экспорт свинины. Такое ощущение, что кто-то что-то не договаривает. Либо Минсельхоз России, либо Европейский Союз.