Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Человек должен верить, что непонятное можно понять.

Иоганн Вольфганг Гете

Для развития туризма малым городам не хватает средств, полномочий и инициативы местных властей

22 Декабря 2011
Чтобы российская провинция стала туристически привлекательной, необходимо полноценное сотрудничество власти с бизнесом и населением.

Об этом говорили участники прошедшего в Костроме Межрегионального туристического форума "История России в малых городах".

Сегодня в стране насчитывается около 700 малых городов, но интересными для туристов можно считать единицы. В Ассоциацию малых туристских городов, например, входят всего восемь членов: Азов, Дмитров, Елабуга, Кунгур, Мышкин, Суздаль, Тобольск и Углич. Помимо названных есть, конечно, и другие заманчивые "малые" точки на российской карте, но в любом случае это крохи в сравнении с общим массивом не использованных пока возможностей, сообщает "Российская газета".

Между тем туризм для периферии - серьезнейший, а подчас и единственный источник экономического развития. Участвовавший в конференции представитель маленького французского городка Провэн под Парижем Брюно Барон-Рено назвал совершенно фантастические по российским меркам цифры: в этом 10-тысячном городке ежегодно бывает 700 тысяч туристов. Такой рекорд пока недосягаем даже для лидеров отечественного провинциального туризма.

 О том, какие проблемы не дают российской туриндустрии воспарить, заставляя ползать, хорошо известно. О слабом развитии инфраструктуры не говорил, наверное, только ленивый. Но наряду с нехваткой нормальных отелей даже в "изначально туристических регионах" у нас проявляется, например, проблема отсутствия стандартизации гостиничных услуг.

- Приезжая в каждую следующую гостиницу аналогичной звездности, ты не уверен, будут ли там шампунь, тапочки. Все совершенно неожиданно и каждый раз по-разному, - отметила член комиссии Общественной палаты РФ по региональному развитию и местному самоуправлению Светлана Разворотнева. Отдельная, на ее взгляд, беда - дороговизна транспортного сообщения. Билеты на Байкал или Алтай у нас дороже, чем в Лондон или Рим, из-за чего турпотоки перераспределяются в пользу заграницы.

Но главная проблема, серьезно препятствующая развитию турбизнеса в муниципалитетах, по мнению Светланы Разворотневой, банальная незаинтересованность в этом глав муниципальных образований. Это одно из следствий существующих межбюджетных отношений, очень заузивших доходную базу муниципалитетов, поскольку налоги от деятельности бизнеса в местные бюджеты почти не попадают.

Культурно-познавательный туризм приносит мало отдачи. Самые прибыльные поездки - на отдых
- Нынешняя межбюджетная система порождает иждивенчество, поскольку более половины доходов муниципалитетов формируется за счет помощи из вышестоящих бюджетов, - считает эксперт. - Приобретается стойкий стереотип: чем хуже ты работаешь, тем больше получаешь. Соответственно, исчезает стимул делать и развивать что-то самим.

- Мы сейчас готовим серьезный пакет предложений по перераспределению полномочий и финансовых ресурсов в структуре межбюджетных отношений таким образом, чтобы значительная доля доходной части местных бюджетов оставалась на местах. Это исключительно важная задача, - сообщил президент Союза малых городов РФ Евгений Марков.

Но, даже если инициатива есть и глава небольшого города изо всех сил ищет креативные решения по привлечению туристов, нередко он предпочитает реализацию крупных проектов, забывая, что малому городу прежде всего нужны малые программы.

- Глава одного из муниципальных образований, обладающего уникальным туристическим потенциалом, объяснял мне так: если он поставит завод или крупное гостиничное предприятие, это будет понятно и ощутимо, - рассказал на форуме заместитель руководителя Ростуризма Евгений Писаревский. - А если развивать предпринимательство, небольшие отели, народные художественные промыслы, сельхозпредприятия, поставляющие продукцию для туристов, финансовый результат будет заметен не сразу. Все это так. Но надо понимать, что развитие малого и среднего турбизнеса прежде всего ведет к социальному благополучию региона: люди будут заняты делом, трудоустроены. Они станут обеспечивать в регионе стабильность. То есть материальные и нематериальные показатели должны быть гармонизированы между собой.

По мнению Евгения Писаревского, нужно, конечно, строить и крупные гостиничные комплексы, но преимущество малых городов в том, что граждане, живущие в урбанистических центрах, приезжают сюда, чтобы наслаждаться спокойным отдыхом в экологичном и незагроможденном пространстве. И эти преимущества надо подчеркивать.

Однако милая взору пастораль, особенно в ее сегодняшнем зачастую убогом виде, на самом деле очень хрупка. По словам Евгения Маркова, происходящие сегодня процессы концентрации финансовых и трудовых ресурсов в нескольких крупнейших городах страны могут привести к опустению периферии и оттоку оттуда наиболее перспективных, энергичных и, что самое грустное, молодых кадров, которые как раз и могли бы развивать там туризм:

- Необходимо предпринять все усилия, чтобы предотвратить наращивание этого колоссального дестабилизирующего развитие страны процесса - концентрации ресурсов, глобализации, что грозит даже исчезновением российской провинции.

При этом сами малые города должны держаться вместе: сообща развивать туризм гораздо проще и удобнее. Евгений Марков уверен, что с этой целью нужно формировать межмуниципальные группы малых городов, создавать вокруг них транспортные кластеры.

Слабое межмуниципальное сотрудничество считает тормозом для провинциального туризма и Светлана Разворотнева. По ее словам, если в каком-то городке решили развиваться в качестве туристического центра, там редко задумываются над тем, чтобы объединиться в этом стремлении с соседними муниципалитетами и создать единую программу.

И все-таки главное в туристическом развитии территории, как считает главный редактор журнала "Территория и планирование" Анна Курбатова, четкое понимание потенциальных возможностей муниципалитета и ясное представление о том, что они способны принести.

- Когда вы будете составлять маркетинговые стратегии ваших городов, вы должны четко давать себе отчет в том, на какую категорию туристов вы ориентируетесь, сколько денег есть у этих людей и на что они будут их тратить, - посоветовала она присутствовавшим на конференции представителям регионов. - Потому что, судя по увиденным презентациям, в регионах развивается очень усредненный подход с точки зрения модели гостеприимства.

По словам эксперта, туризм - это в первую очередь экономика, и если люди приезжают в то или иное место, но не тратят там деньги, то затраты, которые несут муниципальный и прочие бюджеты, практически остаются невозвратными.

- Сегодня мы ждем государственных вложений в культурно-познавательный туризм, где получаем относительно небольшую отдачу, - говорит Анна Курбатова. - Гораздо больше средств гости оставляют на праздниках (событийный туризм), но самый прибыльный вид - это поездки ради отдыха. И именно в индустрию развлечений и релакса охотнее всего идут частные средства. Поэтому необходимо создавать такие условия, которые провоцируют вложения инвесторов.

Хотя и хорошая маркетинговая программа тоже, как выяснилось, не панацея. Решение какой-то одной задачи из нескольких неизбежно приводит к перекосу. Пример тому - тверской город Вышний Волочек. Сюда были привлечены московские инвесторы и архитекторы, вложены большие средства, подтянуты значительные интеллектуальные ресурсы. В результате город получил туристическую маркетинговую программу, а потом - даже премию на Венецианском биеннале архитектуры как город, где на основе русского контекста показано наше историческое будущее.

- Но это город с совершенно деградированной городской средой. Он не имеет никаких услуг с точки зрения отдыха, развлечений, инфраструктуры. Поэтому, начав с коммуникаций, власти не добились результата с точки зрения повышения экономической привлекательности и вообще привлекательности города как объекта показа, - считает Анна Курбатова.

По словам Светланы Разворотневой, "создается впечатление, что обилие памятников в регионах просто отключает мозги" и что наш зачаточный туризм страдает ориентацией на очень узкую целевую аудиторию - "таких интеллигентных дам бальзаковского возраста, которые что-то знают из истории, литературы, искусства и с удовольствием смотрят церкви и музеи". Между тем на рынке практически нет предложений для детей и молодежи. Да и откуда им взяться, если большая часть малых исторических городов имеют непрезентабельный внешний облик. Реставрацией и поддержанием своих памятников, в том числе и федерального значения, на должном уровне занимаются, увы, в основном сами муниципалы в рамках своих скудных бюджетов.

Так, по словам заместителя главы администрации Угличского района Ярославской области Елены Каневой, в Угличе 167 памятников истории и архитектуры, но за десятилетие федеральный бюджет вложил в них 17 миллионов рублей, областной - чуть меньше, а местный бюджет и инвесторы - более 300 миллионов.

И это - несмотря на очевидное недофинансирование из вышестоящих бюджетов - конкретный пример торжества инициативы. Добиться успеха можно всегда - было бы желание. Почему, например, в рязанском городе Касимове, стоящем на берегу Оки, с архитектурным ансамблем не хуже, чем в Суздале, - по выражению участника форума, "пустота: ни сувенирных лавок, ни ресторанов, все закрыто"? А в ярославском Мышкине, напротив, каждый теплоход встречают с песнями и плясками, стараясь привлечь туристов в город. В этом уж точно виноват не федеральный бюджет…

- Развитие туристических программ городов и регионов невозможно осуществить только усилиями власти, - подытоживает Светлана Разворотнева. - Чтобы эти программы реализовались и работали, необходимо полноценное сотрудничество с бизнес-сообществом и, безусловно, обязательно вовлечение общественности в эти процессы. Там, где это происходит, турбизнес начинает развиваться. Там, где этого нет, все разработанные в администрациях программы остаются мертворожденным продуктом.

Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры