Пустить по Каспию белые пароходы и яхты предлагает руководитель федерального агентства по туризму Александр Радьков, сообщает "
Российская газета".
Сегодня на международной конференции в Астрахани с участием представителей национальных туристических администраций пяти прикаспийских государств (Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана) он предложил развивать в регионе круизный туризм и создать международный координационный совет по развитию туризма на Каспии.
Его коллеги из других государств прислушивались внимательно: Ростуризм с этого года "рулит" федеральной целевой программой развития внутреннего туризма, в соответствии с которой с 2011 по 2018 год из федерального и региональных бюджетов, а также из средств инвесторов в туристическую индустрию планируется вложить 332 миллиарда рублей. Часть средств может быть вложена в закупку и строительство российских круизных судов. А выгоду от того, что они повезут туристов по морю, могут получить все прикаспийские страны.
По прогнозу Всемирной туристической организации, который на конференции представила региональный директор по Европе Изабель Гаранья, туризм и впредь будет одной из самых быстрорастущих отраслей мировой экономики. Если в 1980 году на планете было совершено 25 миллионов путешествий, то в 2010 - уже 940 миллионов.
Годовой вклад туризма в экономику России, по данным Александра Радькова, уже превысил в этом году докризисный уровень и составляет более 25 миллиардов долларов, а с учетом мультипликативного эффекта (то есть с воздействием на смежные отрасли) - 103,4 миллиарда долларов.
Рост туризма обеспечивает надежный прирост рабочих мест во всем мире. Изабель Гаранья сообщила, что наибольший прирост поездок она ожидает в Азиатско-тихоокеанском регионе, однако отдала должное и потенциалу Прикаспийского региона.
Международный совет, по мнению Александра Радькова, нужен для того, чтобы координировать создание туристической инфраструктуры в пяти прикаспийских странах, строить круизные суда, поправлять портовую инфраструктуру. Астраханский губернатор Александр Жилкин на правах хозяина сильно хвалил красоты своего региона, не забывал об интересных и гостеприимных местах в соседних странах, но признал, что круизный теплоход есть только один, причем пока используется бизнесом для каких-то более приземленных целей. Александр Жилкин обещал за зимой посодействовать его ремонту средствами областнбого бюджета и уже весной пустить в первый круиз по Каспию - мимо лотосов, фламинго и экзотических берегов. После распада советского союза международный статус Каспийского моря до сих пор не определен. Иными словами, наши страны не могут поделить воду и дно. В значительной мере это связано с борьбой за нефтеносный каспийский шельф. Сотрудничество в такой гуманитарной области как туризм и путешествия может существенно смягчать атмосферу в регионе и в конечном счете приблизить заключение соглашений по разделу запасов ископаемых углеводородов Каспия. Не случайно на встречах глав Прикаспийских государств всегда звучит призыв к развитию туризма в регионе. С этой точки зрения соглашение между Ростуризмом и администрацией Астраханской области, которое вчера подписали Александр Радьков и Александр Жилкин послужит не только росту числа рабочих мест в области, но и , возможно, укреплению влияния России в регионе.
И, во всяком случае, развитие российского туризма должно позволить нашим гражданам истратить больше отпускных денег на родине. Они к этому стремятся, показывает статистика. В 2011 году внутри страны будет совершено 36 миллионов путешествий против 34,7 миллионов в 2010 году. При этом выездной туризм вырастет в этом году, возможно, на 13 процентов. Так что люди ногами и деньгами голосуют за развития туризма.
Любопытно, что с 2005 года по 2010 количество мест в гостиницах страны выросло в полтора раза. То есть бизнес старается соответствовать желаниям граждан. Однако инфраструктура туризма до сих пор у нас в стране не соответствует ни европейским, ни азиатским стандартам. Гостиниц не хватает, номера дороги, сервис не на высоте. Отсюда и решение реализовать федеральную программу по его развитию. Проще говоря, подкинуть бизнесу государственных денег, чтобы не буксовал.
Из 332 миллиардов рублей за 2011-2018 годы 96 миллиардов поступят из федерального бюджета, 25 миллиардов - из региональных. Остальное - из внебюджетных источников.
Львиная доля средств - 327,6 миллиардов рублей будет направлена на развитие туристической инфраструктуры, 740,5 миллионов - на повышение качества туристических услуг, 3,7 миллиарда рублей - на продвижение России как туристической державы внутри страны и за границей.