В Барнауле завершился Всероссийский студенческий форум, на 16 площадках которого было рассмотрено 600 проектов из более чем 400 вузов и ссузов 74 регионов России. Однако, как подчеркнули организаторы, закончилось лишь очное обсуждение и настоящая работа только начинается — на постоянно действующей интернет-площадке. В работе форума, пройдя конкурсный отбор, приняли участие двое студентов Хакасского госуниверситета имени Н.Ф. Катанова. О перспективах студенческого самоуправления и своих проектах рассказали Ольга МИЛЛЕР и Константин СЛАТВИЦКИЙ.
Ольга Миллер: Тема моего доклада — “Шаг в будущее”, над этим проектом вместе со мной работала группа из университетского студсовета. Перед студентами старших курсов остро стоит вопрос трудоустройства. И проект предполагает создание студенческих организаций, благодаря которым ребята смогут сами обеспечить себя работой. Для этого нужно организовать встречу с потенциальными работодателями, предложить им свою идею, в случае одобрения подать заявку на грант и получить требуемое финансирование. В идеале студенты получают место не только для себя, но и для других. Моя будущая профессия — социальный работник. На базе нашего курса, например, можно создать волонтерский отряд и записаться под патронаж управления социальной поддержки — они всегда разрабатывают разнообразные программы, в которых можно участвовать, или предложить им свой проект.
Константин Слатвицкий: Я разработал проект “Создание кооперативного бизнес-центра подготовки фермеров”. Этой темой я интересуюсь давно, изучаю опыт зарубежных стран. В России, и в частности Хакасии, сельское хозяйство стало развиваться, но оно сильно разрозненно. Преимущество кооперации в том, что производители прописывают структуру своей деятельности и добиваются большей эффективности в социальном и экономическом отношении. К сожалению, у нас пока не создан привлекательный имидж фермера. Решив заняться предпринимательской деятельностью, студенты ориентируются, как правило, на торговлю и сферу услуг. Многие даже не задумываются о создании сельскохозяйственных предприятий, а ведь у этой отрасли большой потенциал.
— Что полезного можно извлечь из ваших работ и тех знаний, которыми вы обогатились на форуме, конкретно для нашего вуза?
К.С.: Университет — это не только место учебы. Любой, даже провинциальный вуз, реально превратить в центр науки и инноваций. Я уезжал на форум с одним проектом, а вернулся с множеством впечатлений и новых идей. Например, сейчас я предлагаю рассмотреть возможность создания студенческого бизнес-инкубатора. Мы обсудили эту идею с руководством университета, и нам был дан зеленый свет на ее реализацию.
О.М.: Большинство проектов было направлено на создание кадровых агентств на базе отдельных факультетов. В частности, в техническом университете Санкт-Петербурга студенты организовали кадровое агентство и сами в нем работают. У них есть кабинет, составлен график дежурств. Ребята звонят в организации, ищут рабочие места. В нашем университете функционирует отдел содействия трудоустройству выпускников, но там работают штатные сотрудники. При этом отделе можно создать какой-либо кадровый центр, где студенты помогали бы найти работу другим студентам. Я думаю, это полезная идея.
— Вы уже знаете, как реализовать свои проекты?
К.С.: Моя секция называлась “Наука и инновации в образовании”. Как превратить университет в реальный производственный и научный комбинат? Я думаю, что студент должен перестать надеяться на кого-то и начать готовиться к самостоятельному зарабатыванию денег. Перед нами выступали представители фонда “Сколково”, проректоры по науке разных вузов, в частности из Томского университета систем управления и радиоэлектроники. Это единственный вуз в стране, в котором студенческий бизнес-инкубатор приносит до 300 миллионов чистой прибыли в год. Кстати, университеты и властные структуры должны поощрять студентов, у которых есть идеи, но при условии, прежде всего, направленности студенческих проектов на развитие региона, малой родины. Сейчас, например, я набираю команду для создания бизнес-центра. Тут нужны юристы, социологи и экономисты. Но прежде надо выяснить, для чего студент вступает в проект. Хочет ли он остаться в Хакасии или планирует уехать? Студент должен видеть потенциал в своем регионе. Возможностей для развития много, в университете есть понимание и поддержка и нужна лишь инициатива да большая работа по ее претворению в реальность.
— Интересно было общаться со студентами других вузов?
О.М.: Студенты, эксперты, руководители институтов и научных центров могли общаться на равных. Запомнились встречи с президентом Дмитрием Медведевым и министром образования и науки России Андреем Фурсенко. Интересным было выступление заместителя председателя молодежного движения “Российские студенческие отряды” Михаила Киселева. Он рассказал о направлении “Трудоустройство”. Первая рекомендация — принять закон о волонтерстве, в котором, в частности, прописать норму, обеспечивающую добровольцам учет волонтерской работы как трудового стажа; рассмотреть возможность повышения заработной платы участникам педагогических отрядов; предусмотреть меры по возрождению престижа профессии рабочего и инженера; упростить документооборот при оформлении студенческих практик.
Все три дня, мы — студенты из разных уголков страны — собирались по вечерам и делились впечатлениями. Мы выяснили, что, оказывается, во всех вузах одни и те же проблемы и одни и те же радости. Много говорили об особенностях учебного процесса, студенческой жизни, мероприятиях. Общаться с людьми, с которыми у тебя одни взгляды на будущее, — это здорово.
К.С.: Барнаул — город небольшой, но в нем учится много талантливой молодежи, как, впрочем, и в Абакане. По большому счету, не важно, в каком вузе ты учишься — в МГУ или ХГУ, — студенты везде одинаковые. По уровню профессиональных знаний наши не отличаются от столичных, поэтому, если Хакасский государственный университет станет инновационным, дальнейшее развитие получит и регион. А талантливых преподавателей и студентов у нас много.
И еще очень важно, и об этом говорилось на форуме, чтобы студенты активно участвовали в жизни родного вуза, студенческое самоуправление было действенным.
Как подчеркнул на встрече председатель Всероссийского студенческого союза Антоний Швиндт, студенческому самоуправлению пора уже взять на себя ответственность за решение проблем студентов, а не только за организацию культурно-массовых мероприятий. Нужно закрепить законодательно: органы студенческого самоуправления представляют интересы студентов и направлены на решение собственных проблем.