Развитию туризма в России мешает неразвитость инфраструктуры, а также нехватка специалистов и опыта в "упаковке" турпродуктов. К такому выводу пришли эксперты Первого Калужского туристского форума, прошедшего в Боровском районе, сообщает "
Российская газета".
Колоссальным туристическим потенциалом обладает каждый регион России, и в любом из них можно создать привлекательный туристический объект, утверждает исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.
- А что говорить об областях, где они уже есть! Надо только суметь упаковать этот продукт и умело его продать, - добавила она, намекая на культурно-образовательный центр "Этномир", в котором и собрались участники Первого Калужского туристского форума.
Проблема между тем как раз в том, что даже "Этномир", успешно развивающийся в течение четырех лет мультикультурный интерактивный проект, мало кому известен не только за рубежом, но даже в России.
Эта мысль о "невнятности" российского турпродукта стала, пожалуй, одной из главных на пленарном заседании форума, прошедшего под лозунгом "Туризм - новый приоритет развития". Калужским организаторам мероприятия было необходимо определить стратегию дальнейших действий в одной из перспективных отраслей областной экономики, а остальные участники форума попытались выработать универсальную схему развития, которая была бы годна и для других регионов.
По мнению руководителя Федерального агентства по туризму Александра Радькова, отсутствие понятного турпродукта в России, то есть того, что можно предложить как отечественным туристам, так и зарубежным, может сыграть на руку организаторам турбизнеса, потому что они имеют уникальную возможность избежать ошибок при формировании такого же продукта в развитых туристических странах.
- Сейчас, в период глобализации и унификации стандартов качества обслуживания, в мире все одинаково. Когда живешь в гостинице за рубежом, особенно - сетевой, не всегда сразу понимаешь, в какой стране находишься. Кухня одинаковая, завтраки одинаковые. Где мотивация для посещения?
Для того чтобы мотивировать туристов к посещению России, надо ее недостатки в этой сфере превратить в достоинства, полагает Александр Радьков:
- Да, пока у нас неразвитая инфраструктура, много плохих дорог, не хватает гостиниц, не всегда качественный сервис и не совсем правильное соотношение цены и качества. Но, с другой стороны, такая недоступность России сделала ее настолько самобытной, что это может стать привлекательным моментом для многих туристов.
Картина с въездным туризмом, представленная на форуме, никого, по мнению его участников, удовлетворить не может: 22 миллиона международных посещений в год, из них лишь два миллиона - с целью познавательного туризма. В целом же 6-8 миллионов иностранцев, посетивших в прошлом году Россию, можно отнести к категории туристов. Но должно быть гораздо больше, учитывая потенциал страны. С внутренним турпотоком лучше. Он составил 32 миллиона, и на этот показатель надо ориентироваться, поскольку в любой развитой с точки зрения туризма стране ставка делается именно на внутренних туристов - это своеобразный фактор стабильности.
На это, по словам Александра Радькова, и нацелена государственная программа развития въездного и внутреннего туризма, рассчитанная до 2018 года. В ее рамках уже отобраны для финансирования своих проектов шесть регионов, а в 2012-м таких субъектов Федерации будет уже семь. Но, чтобы попасть в программу, местные власти должны сначала определиться с основным направлением развития: будет ли это рекреация, событийный туризм, этнографический или какой-либо другой. "Найдите реперные точки", - призвали представителей регионов руководители федеральных туристических структур.
Между тем член Общественного совета по подготовке празднования 200-летия победы в Отечественной войне 1812 года Сергей Поздняков считает, что регионы с завидной близорукостью проходят мимо таких точек. Он привел в пример калужский городок Малоярославец, находящийся неподалеку от "Этномира" и ставший в 1812 году поворотным пунктом в войне с Наполеоном. Здесь развернулось одно из самых кровопролитных сражений Отечественной войны, после которого французы ушли в сторону Березины.
Недоступность России сделала ее настолько самобытной, что это может стать привлекательным моментом
- Калужская земля буквально напичкана историей. Здесь можно было бы создать тематический парк с бивуаками времен войны 1812 года, мастерскими по производству амуниции и моделей оружия сражавшихся армий, реконструкциями сражений в Малоярославце и на Тарутинском поле, - утверждает Сергей Поздняков.
По его словам, количество посещений Тарутинского поля при грамотном подходе реально довести до 400 тысяч в год. Это можно было бы превратить в успешный бизнес-проект: "И на патриотизме можно зарабатывать деньги, потому что огромен интерес к истории". Такие объекты познавательного туризма с добавлением к ним событийного должны, по убеждению эксперта, стать катализаторами развития территорий.
Однако все упирается не только в косность некоторых руководителей музеев, приверженцев классической музейной традиции, но опять же в неразвитость инфраструктуры.
Укрепить ее и должна помочь федеральная программа, основная часть средств которой, а это 330 миллиардов рублей до 2018 года, пойдет на капитальные инвестиции: к туробъектам необходимо подключать воду, электричество, другие инженерные коммуникации. Принцип финансирования - примерно тот же, что применяется в Калужской области при создании индустриальных и технопарков.
- Бизнесу не интересно вкладывать деньги в инженерные коммуникации, но он готов инвестировать в туризм в России. Нужно, чтобы государство помогло инвесторам, сделало эти площадки более или менее привлекательными, - утверждает Александр Радьков.
Сейчас идет отбор таких проектов, причем не обязательно начинать все с нуля, считают авторы программы. Можно разработать и проект рекламного продвижения действующего туристического объекта, например Государственного музея истории космонавтики в Калуге. На его развитие - строительство второй очереди, которая должна стать интерактивной, - уповают калужские власти, рассчитывающие увеличить число туристов, приезжающих в область, с 800 тысяч в 2011 году, до 2,4 миллиона в 2016-м.
По словам замгубернатора Николая Любимова, таких результатов регион может достичь благодаря программе развития внутреннего и въездного туризма, в которую в этом году вложили 320 миллионов рублей. К 2016-му на ее реализацию будет потрачено уже около полутора миллиардов рублей.
Еще одним барьером к развитию туризма в России участники форума назвали нехватку специалистов, в основном - горничных, официантов, барменов. Тому же "Этономиру" решать проблему дефицита кадров центру приходится своими силами. Здесь работают как боровчане, так и жители соседнего Обнинска, приезжают люди и из других регионов, и их селят в специально построенных домах.
Председатель комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы, президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько обратил внимание на то, что в последнее время серьезно изменилась мотивация туристов. Если раньше приоритетным был познавательный туризм, то теперь люди стремятся больше на природу, и чрезвычайно перспективным, по его мнению, становится аграрное направление. И в этом смысле для москвичей, составляющих значительный отряд российских туристов, очень привлекательны соседние области Центральной России, и в первую очередь Калужская. Сергей Шпилько назвал этот регион "большой дачей столицы", с чем согласился Николай Любимов, который тут же предложил обратить внимание на эту категорию приезжих.
- У этих людей здесь недвижимость, и этот фактор надо использовать, - считает вице-губернатор. - Они сами могут быть производителями сельхозпродукции, а вокруг них надо создавать инфраструктуру обслуживания. Это будет означать и развитие территории, и создание дополнительных рабочих мест. Может быть, здесь надо применить что-то похожее на кластерный подход.
И хотя "дачный кластер" предложен лишь в качестве идеи, участники форума посчитали, что ее надо серьезно проработать.
Сам же аграрный туризм, которому в регионе придают большое значение, без серьезных инвестиций развиваться не может. Так считает начальник отдела маркетинга минсельхоза Виталий Лаврухин.
- В основе аграрного туризма должно лежать сельхозпроизводство, в которое хозяева объектов такого туризма, фермеры или владельцы личных подсобных хозяйств, и будут вовлекать посетителей, - отметил чиновник. И здесь, хотя в регионе есть уже несколько десятков хозяйств, занимающихся приемом туристов, обнаружилось неожиданное препятствие: оказывается, инвесторы не очень и хотят вкладывать средства в развитие таких хозяйств, не веря в успех этого бизнеса, о чем сказал заместитель управляющего Калужским отделением Сбербанка России Сергей Лукиян. Он подтвердил, что у банка есть программа кредитования таких проектов, но они не очень приживаются, потому что нет ярких и успешных примеров. "Сегодня мы можем говорить о финансировании лишь трех гостиничных комплексов".
С ним категорически не согласен Виталий Лаврухин. "У нас порядка ста субъектов сельского туризма, все они успешно развиваются, к сожалению, без участия кредитных организаций", - сказал он в беседе с корреспондентом "РГ". По его словам, система кредитования рассчитана на залоговое обеспечение, потому и неприемлема. Большинство хозяев малого туристского бизнеса кредитуются через сельскохозяйственные кредитные кооперативы, а значит, и грамотные бизнес-планы есть, и отдача от такого бизнеса имеется, подчеркнул чиновник.