В последнее время немало говорится об эффективности государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Ставрополья. При этом в законодательной базе Российской Федерации отсутствует определение этой составляющей, методика ее расчета.
Тем не менее Всероссийский институт аграрных проблем и информатики имени А. Никонова составил рейтинг эффективности государственной поддержки функционирования сельскохозяйственных организаций всех субъектов РФ. Определена семерка ведущих регионов, в которую включен и Ставропольский край.
Стоит заметить, что господдержка сельского хозяйства обусловлена как необходимостью обеспечения продовольственной безопасности, устойчивого развития сельских территорий, так и особым характером агропроизводства: длительным циклом воспроизводства, относительно низкой доходностью, высокими рисками. Финансовые вложения оцениваются с точки зрения прироста растениеводческой и животноводческой продукции, обеспечения роста доходов селян, рентабельности сельхозорганизаций. При этом важна и бюджетная эффективность, которую можно определить как отношение сумм налогов, сборов и обязательных платежей аграрных предприятий, поступивших в казну, к суммам их государственной поддержки.
Оценка ее бюджетной эффективности в течение нескольких последних лет, составленная ведущими сотрудниками Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени Никонова, дает возможность наглядно увидеть отдачу от федеральной и региональной государственной поддержки. Результаты исследований показали, что основную выгоду от деятельности агроорганизаций имеют федеральная казна и внебюджетные фонды. В то же время отчисления в региональные бюджеты росли более быстрыми темпами.
Что характерно, в среднем за четыре года соотношение между выплаченными налогами и полученной господдержкой равное, однако оно выдерживается за счет трети так называемых таксируемых благополучных регионов. Причем в семи из них налоги превышают поддержку в два и более раза. В первую группу с наилучшими показателями попали такие основные сельхозпроизводящие регионы, как Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская и Московская области. В большинстве же – 55 субъектах РФ, – наоборот, объем господдержки превышает сумму налоговых отчислений.
Только агропредприятия 19 российских территорий вносят в региональную казну больше, нежели черпают из нее. Среди них все те же Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская, Московская, а также Белгородская области. Как видим, Федерация забирает у регионов больше, чем дает им. Еще один примечательный факт: 22 региона делают меньше отчислений, нежели получают из федерального центра. При этом в своем большинстве это не северные регионы, а в основном территории с вполне благоприятными для сельского хозяйства условиями, в том числе такие крупные производители, как Татарстан, Башкортостан, Белгородская область, республики Северного Кавказа, некоторые регионы Приволжского и Центрального федеральных округов.
Таким образом, с точки зрения бюджетной эффективности, деятельность агропредприятий в большинстве регионов для консолидированного и федерального бюджетов весьма выгодна. Ставрополье, как показали последние исследования, отличается высоким уровнем эффективности государственной поддержки сельхозпроизводителей.
Владимир ЦЕЛОВАЛЬНИКОВ. Академик международной академии аграрного образования, профессор, заслуженный работник сельского хозяйства РФ.
Владимир КРАСКОВСКИЙ. Начальник экономического отдела минсельхоза СК.