Власти "перезапускают" проект особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Две из трех, находившихся на грани закрытия, будут сохранены. Отдых на будущих российских курортах станет доступен обычным гражданам, а кроме красот природы они попутно смогут заняться шопингом, планируют чиновники.
О сохранении двух туристических зон, чье существование еще месяц назад было под вопросом, журналистам рассказал гендиректор "Особые экономические зоны" (управляющая компания со 100-процентным госучастием) Олег Костин.
Из-за отсутствия инвесторов под угрозой закрытия оказались зоны "Ворота Байкала" в Иркутской области и "Куршская коса" в Калининградской области. Но в Иркутске инвесторов все же нашли. В Калининграде рассматривается возможность переноса зоны на другую площадку, куда будет проще подтянуть бизнес. Но вопрос о ликвидации ОЭЗ в Ставропольском крае остается в силе.
Это будет уже второй случай закрытия туристической зоны. От планов строить ОЭЗ в прошлом году отказались власти Краснодарского края. Туристические зоны оказались самыми многочисленными среди всех ОЭЗ - из 24 "точек роста" на них приходится 13, и самыми проблемными. Промышленно-производственные зоны будут заполнены резидентами в течение года-двух, говорит замгендиректора ОАО "ОЭЗ" Вадим Дубовик. Из семи туристических зон, открытых в 2007 году, стройки начались только в трех - в Бурятии, Республике Алтай и в Алтайском крае. Государство обещало бизнесу построить в зонах инфраструктуру - его вложения с 2006 по 2014 год оцениваются в 30 миллиардов рублей. Гособязательства выполняются, заверяет Дубовик. Инвесторы по уже заключенным соглашениям должны вложить в зоны 50 миллиардов рублей, но отстают по темпам.
На Байкал и в Алтай сегодня едут отдыхать только очень состоятельные люди, сообщает "
Российская газета".
Причин такой неторопливости много, а винить в ней только бизнес несправедливо, уточняют эксперты. У Ставропольской, Калининградской и Иркутской зон были проблемы с неудачным выбором места. Площадки определяли чиновники. Но оказалось, что бизнесу они не интересны, вложения большие, а получится их отбить или нет, неизвестно. Но инвесторы решились вкладываться в иркутскую зону лишь тогда, когда ее перенесли, где уже 20 лет существует горнолыжная база "Соболиная гора".
Сейчас склон может ежедневно принимать до 3 тысяч человек. Но большинство отдыхающих приезжают сюда только на выходные - остановиться в городке Байкальске, расположенном у подножия горы, практически негде. Если государство потратится на подведение коммуникаций, инвесторы готовы вложиться в коттеджный поселок, развлекательный центр и новые подъемники. Курорт станет круглогодичным, кроме лыжного обеспечат детский, семейный отдых. Работающий в ОЭЗ бизнес в медлительности и несогласованности действий, напротив, винит государство. "Мы получили статус резидента еще в октябре прошлого года, но земля под стройку до сих пор не выделена, без участка нельзя начать проектирование", - объясняет резидент ОЭЗ "Байкальская гавань" в Бурятии Петр Шура. Земельные вопросы действительно решаются сложно, часто это связано с переводом земель из одной категории в другую до их передачи нашей управляющей компании, признает Дубовик.
Кроме того, прокладка новых дорог заложена в федеральных целевых программах, но они не всегда совмещены с планами развития зон - ОЭЗ строится уже сейчас, а дорогу, например, планируют проложить в 2015 году, соглашается Дубовик. Выходом, по его мнению, может быть создание межведомственной рабочей группы с участием минэкономразвития, минфина и минтранса, чтобы скоординировать планы.
Большинство туристических зон расположены далеко от центральной части страны. "Перелет из Иркутска в Ростов-на-Дону и обратно весной обошелся в 22 тысячи рублей, и это при том, что билеты заказывал заранее", - рассказывает один из собеседников "РГ". Примерно во столько же жителям центральной части страны обойдется перелет и недельный отдых по системе "все включено" в Турции. Удешевить транспортные расходы можно за счет организации в регион чартерных рейсов, считает Дубовик. Но для того, чтобы авиакомпании пошли на это, надо обеспечить мощный турпоток, для этого сами концепции зон следует переориентировать с элитного клиента на массового, предлагает он.
Правда, чувствительным будет налог на прибыль, страховые платежи в соцфонды - на каждого туриста по правилам должно приходиться полтора человека обслуживающего персонала. Кстати, резиденты уже сейчас предвидят проблемы с кадрами. "Найти человека, чтобы он говорил по-английски и был профессиональным портье на Алтае, сложно", - говорит резидент "Бирюзовой Катуни" Федор Леонов. Пока предприниматели только думают, где им брать профессиональных горничных, официантов и другой обслуживающий персонал - возить из центральной части страны вахтовым методом или открывать в регионах учебные заведения.
А чтобы сами зоны соответствовали единой архитектурной концепции, планируется привлекать в проекты крупных якорных инвесторов, которые обеспечат комплексную застройку территорий. Такой шаг избавит зоны и от растянутого на много лет строительства, когда один пансионат уже готов принимать отдыхающих, но рядом только роет котлован другой подрядчик. А ехать за отдыхом на стройку желающих мало. Ориентацию на крупный бизнес чиновники собираются выдержать, занимаясь поиском инвесторов. Помимо прочего это поможет решить проблему с кредитованием резидентов, надеется Дубовик. Сейчас банки фактически включают запретительные механизмы на финансирование, признает представитель одного из банков Игорь Лейко. Риски, говорит он, сыпятся отовсюду. Управляющая компания собирается предложить инвесторам подписывать соглашения о взаимных обязательствах, рассказывает Дубовик. Такие договоренности могут стать гарантией для банков, снизят риски и удешевят стоимость ссуд. Первые соглашения, по словам Дубовика, могут быть подписаны в ближайшие дни.