Красоты рек и озер Северо-Запада могут привлекать десятки тысяч иностранных туристов, прибывающих сюда на яхтах и других судах каждый год. Однако неразвитая прибрежная инфраструктура, проблемы с навигационным и лоцманским сопровождением еще не скоро позволят регионам СЗФО реализовать туристический потенциал внутренних вод.
Недавно "
Российская газета" опубликовала поправки в Кодекс внутреннего водного транспорта, которые открывают доступ спортивным и прогулочным судам под флагами иностранных государств во внутренние водоемы России.
Пока водная туристическая карта России для иностранцев - белое пятно. С 1939 года российские внутренние акватории с сетью рек и озер в 100 тысяч километров были закрыты "железным занавесом". В теории после распада СССР владельцы иностранных спортивных и прогулочных яхт могли получить правительственное разрешение на вход в российские внутренние воды. Однако на практике этот процесс занимал не меньше трех-четырех месяцев и требовал согласования документов с семью ведомствами, среди которых числились министерство иностранных дел, минобороны, ФСБ и даже министерство сельского хозяйства.
Согласно новым поправкам, иностранный турист сможет получить разрешение на круиз по рекам и озерам нашей страны всего за неделю. От владельцев яхт потребуются только въездная виза и документы, подтверждающие тип, назначение судна и его право плавания под флагом указанного государства. На борту туристического парусника смогут находиться до 18 человек, в том числе до 12 пассажиров.
Как считают во Всероссийской федерации парусного спорта, особой популярностью среди иностранных яхтсменов будут пользоваться водные северные маршруты на Северо-Западе России, вокруг Санкт-Петербурга и Карелии. При этом количественный потенциал заграничных речных и озерных туристов огромен. Яхтенный флот скандинавских стран насчитывает больше 500 тысяч судов. Свыше 100 тысяч яхт и катеров зарегистрировано в Германии. В целом на севере Европы насчитывается несколько миллионов частных плавсредств. Если в регионы СЗФО будет ежегодно заплывать хотя бы небольшой процент этих яхт, округ заполучит десятки тысяч туристических судов под флагами иностранных государств. Кроме того, поправки рассчитаны на обеспеченных российских граждан, которые из-за высоких таможенных ввозных пошлин покупают яхты за границей и регистрируют их под иностранными флагами.
Однако есть одно "но". В августе минтранс опубликовал проект документа, регламентирующего работу поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта. Это правила плавания заграничных судов по внутренним водным путям России. Согласно одной из норм законопроекта, иностранные яхты могут ходить по российским рекам и озерам без лоцмана только в случае, если один из членов экипажа, имеющий право управлять судном, владеет русским языком. Если время перехода яхты между стоянками будет превышать 8 часов, владеть русским языком в объеме, достаточном для ведения переговоров с диспетчерскими, портовыми службами и другими судами, должны уже два члена экипажа.
Если в регионы СЗФО начнут заплывать иностранные яхты, округ заполучит десятки тысяч туристических судов
Лоцман - это дипломированный судоводитель речного или морского флота, хорошо знающий береговую обстановку и местный судовой ход. Услуги речных специалистов в Северо-Западном федеральном округе предоставляют территориальные государственные бассейновые управления (ГБУ) водных путей и судоходства и редкие частные компании. Лоцманский штат Волго-Балтийского ГБУ "Волго-Балт", которое отвечает за внутренние воды в Санкт-Петербурге, Ленинградской, Вологодской и Калининградской областях, насчитывает не больше ста человек. В постоянном режиме специалисты ГБУ работают в Санкт-Петербурге, а в случае необходимости их командируют в подшефные регионы. Порядка 20 лоцманов, проживающих в Санкт-Петербурге, Череповце, Петрозаводске, Повенце и Самаре, числятся в штате частной лоцманской организации с головным офисом в Северной столице. Во всех морских регионах СЗФО работают государственные и частные лоцманские организации, которые осуществляют проводку судов, заходящих в морские порты, однако других компаний, которые предлагали бы услуги квалифицированного лоцманского сопровождения по рекам и озерам округа, "Российской газете" найти не удалось.
Возникают опасения: если по внутренним водным путям Северо-Запада разом вознамерятся проплыть несколько сотен заграничных яхтсменов, им может просто не хватить русскоговорящих сопровождающих. К примеру, в Калининградской области вообще не представлены частные организации, которые предоставляли бы услуги лоцманского провода спортивных или прогулочных судов по рекам региона. "Протяженность внутренних вод в Калининградской области совсем невелика, местные яхтсмены прекрасно обходятся без лоцманского сопровождения, а иностранные суда в наши реки раньше не заходили, - отмечает в разговоре с корреспондентом "РГ" Александр Пряженов, заместитель директора калининградской компании, которая осуществляет морской лоцманский провод грузовых судов. - Возможно, мы будем предоставлять услуги как морского, так и речного провода судов, но только при наличии изначального интереса со стороны потенциальных клиентов.
В Волго-Балтийском ГБУ водных путей и судоходства опасения "Российской газеты" не разделяют. "Правила плавания заграничных судов по внутренним водным путям России еще не утверждены, и неизвестно, в каком виде их утвердят, - комментирует корреспонденту "РГ" ситуацию заместитель руководителя "Волго-Балта" Александр Алексеев. - В любом случае будем готовиться к приему иностранных гостей. По нашему бассейну - от Санкт-Петербурга до Череповца - трудностей с лоцманским сопровождением не будет". Как считает Александр Алексеев, проблемой для иностранных туристов может стать не нехватка специалистов, а цена лоцманского провода. Сейчас один час работы лоцмана "Волго-Балта" обойдется заграничному судовладельцу в 1525 рублей, и пока ведомство снижать эту планку не планирует. За восьмичасовое сопровождение судна иностранный турист заплатит свыше 12 тысяч рублей, а к расходам на семидневный круиз придется приплюсовать еще 85 тысяч рублей.
Впрочем, знатоки рынка утверждают: пока в России не будет развита инфраструктура, число иностранных туристическиех яхт будет исчисляться не сотнями и даже не десятками, а единицами. В регионах Северо-Запада практически нет удобных причалов, отелей на дебаркадерах, прибрежных яхтенных стоянок, не чищены фарватеры многих доступных для яхтенного судоходства рек. В той же Калининградской области, которая могла бы принимать водных туристов из Польши, Литвы и даже Германии, сейчас работают лишь два причала - в поселке Рыбачьем и на Дейме. Поэтому от новых поправок в Кодекс внутреннего водного транспорта в ближайшие годы стоит ожидать не потока иностранных туристов на яхтах и катерах, а развития прибрежной инфраструктуры и рынков сопутствующих технологических, в том числе и лоцманских, услуг.