Иностранных туристов в России ждут, а они все не едут. Пока официальная статистика фиксирует общий рост въездного турпотока - по данным Росстата, в первом квартале он увеличился на 5 процентов - почти на четверть по сравнению с прошлогодними показателями сократилось число приезжих из Финляндии, на 19 процентов из Германии. В минус ушли Испания, Франция и еще ряд стран, которые считаются традиционными "поставщиками" туристов в Россию, сообщает "
Российская газета".
Такое охлаждение интереса к России туроператоры в первую очередь связывают с существующим визовым режимом и проволочками, возникающими при оформлении документов для въезда в РФ. Накануне Российский союз туриндустрии (РСТ) отправил в МИД письмо с предложением создать рабочую группу для совместного решения проблем и перспектив развития въездного туризма. Об этом на пресс-конференции сообщила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. И дело даже не в том, что туризм в России дорогой. Просто организовать тур для иностранца гораздо сложнее.
По мнению вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, темпы роста въездного туризма в России заметно отстают от среднемировых. Въездной туризм вырос за 2010 год почти на 7 процентов, а в России - всего на 2 процента, фактически в рамках статистической погрешности. "В Россию в 2010 году въехало 2 миллиона туристов, а выехали - 12 миллионов", - отметил Юрий Барзыкин. Такая пропорция бьет по экономике, так как в среднем любой турист за поездку тратит порядка тысячи долларов. "Если проанализировать данные ЦБ за прошлый год, россияне, выехавшие за рубеж, вывезли 26,5 миллиарда долларов. К нам иностранцы ввезли 8,9 миллиарда долларов. Порядка 17,5 миллиарда долларов мы дали возможность заработать другим странам", - отметил Юрий Барзыкин.
После отмены виз для граждан Бразилии и Турции поток туристов из этих стран в Россию вырос, а там, где визовые формальности нагнетаются консульствами, идет спад, утверждают игроки рынка. В пример гендиректор компании, занимающейся приемом иностранцев, Сергей Войтович приводит ситуацию с недавно открывшимся в Испании российским визовым центром. "После его открытия испанские туроператоры лишились аккредитации в консульстве. Теперь для сдачи документов они вынуждены стоять в общей очереди с обычными гражданами. Виза подорожала на 30 процентов, а максимальный срок ее оформления увеличился с 10 до 21 дня. Для сравнения: испанские визы россиянам ставятся за 4-5 дней", - пояснил Сергей Войтович.
Ирина Тюрина рассказала, что в 2005 году РСТ проводил опрос среди российских туроператоров, которые тогда назвали 30 причин, мешающих развитию въездного туризма в России. По ее словам, в нынешнем году вновь был проведен подобный опрос. Сегодня туроператоры выделяют 18 причин. За шесть лет прогресс минимальный. До сих пор не отменена процедура регистрации. По правилам, установленным Федеральной миграционной службой, иностранный турист должен зарегистрироваться в каждом городе, где он находится в течение трех дней. Плюс к этому дефицит информации на иностранных языках во всех крупных турцентрах, нехватка комфортабельных автобусов и круизных судов. "Для того чтобы решить эти проблемы, не нужны большие вложения, а требуется просто согласование совместных действий заинтересованных сторон", - считает Ирина Тюрина.
Сергей Войтович, в свою очередь, подчеркнул, что дороговизна гостиниц и отсутствие инфраструктуры не являются препятствиями для въезда туристов. "Это миф, что в России дорого и нет инфраструктуры. В основном в Россию едут туристы, покупающие туры Москва - Санкт-Петербург. В этих городах уже достаточно хорошая инфраструктура, отличные гостиницы класса 4-5 звезд", - считает представитель бизнеса. По его мнению, цены в российских гостиницах по некоторым позициям даже ниже, чем в европейских. Правда, речь в основном идет о деловом межсезонье - июле-августе, когда после окончания всех выставок загрузка отелей сводится к нулю. Но именно этот период для туризма самый подходящий.
Кроме того, эксперты уверены, что помимо визовых сложностей развитию "гостевого" туризма мешает высокая конкуренция на мировом туристическом рынке и то, что национальные представительства по туризму других стран много делают для продвижения своих стран.
В качестве примера игроки рынка приводят Израиль, где государство компенсирует 30 процентов средств туроператорам на издание туристических каталогов. В России подобные попытки пока в зачаточном состоянии.