Что мешает обеспечить продовольственную безопасность? Чрезмерная закредитованность - одна из острейших проблем отечественного агропрома. И хотя банки готовы выдавать кредиты, крестьяне не могут ими воспользоваться. Такое мнение высказала зампредседателя Госдумы Надежда Герасимова в прямом эфире РБК-ТВ.
Эра продовольственной безопасности откладывается. Несмотря на финансовые вливания в сферу АПК, запаса прочности в продуктовом вопросе у страны в последние годы так и не появилось. В этом году на нужды агропрома Федеральный бюджет заложил 150 млрд рублей. Ещё столько же на кредиты зарезервировали Сбербанк и Россельхозбанк. Однако воспользоваться этими деньгами сельхозпроизводители вряд ли смогут - считают в Госдуме.
«Смогут ли наши СХ предприятия воспользоваться такими возможностями получения сегодня кредита в 150 млрд рублей. Многие сидящие здесь в зале специалисты, эксперты могут сказать, что не смогут воспользоваться, потому что наши предприятия АПК сегодня практически закредитованы», - говорит Надежда Герасимова.
Проблемы аграриев на этом только начинаются. Цены на топливо растут, элитных семян нет, законодательная база - только на этапе становления. Плюс высокие риски и реальные угрозы по линии ветеринарного контроля. В таких условиях гарантии продбезопасности никто не даст.
«Наиболее слабым звеном в сфере товарного обращения остаётся инфраструктура и логистика товародвижения. Недостаточный уровень развития мощностей по первичной переработке и товарной подработке продукции, складской и сбытовой ифраструктуры в местах производства и транспортной логистики - являются одной из причин высоких издержек обращения и потерь произведенной продукции», отмечает заместитель директора Департамента регулирования продовольственного рынка и развития инфраструктуры Министерства сельского хозяйства РФ Артем Крестьянинов.
К тому же Россия почти на 40 процентов зависит от импорта. Москва и Санкт-Петербург ещё больше - на 70 процентов. Собственные возможности замещения крайне малы. А сокращение поставок импортной еды тут же приводит к росту цен. Власти пытаются притормозить продуктовую панику, но к реальным переменам в агросекторе это не приводит.
«Несколько лет мы не можем принять изменение в законодательство или новые заводы в области семеноводства, племенного дела и т. д., слишком много зарубежных экспертов, которые пытаются влиять на разработку законов в сторону либерализации. Минимум государства - максимум бизнеса», сообщил в прямом эфире РБК-ТВ председатель Комитета Государственной Думы по аграрным вопросам Валентин Денисов.
В Думе считают, что должно быть всё как раз наоборот. Государство в этих вопросах просто не может уйти из отрасли. И если не решить ее проблемы в ближайшие годы, то хотя бы не сокращать объемы финансирования. В Госдуме обещают, что доля в бюджете 12 года для АПК меньше не станет.
По некоторым оценкам, Россия могла бы производить продукцию, достаточную для полумиллиардного населения. Но, обладая десятой частью мировой пашни и пятой частью запасов пресных вод, страна производит 5% молока, 3 % зерновых и 2 % мяса. Исправить ситуацию, утверждают некоторые специалисты, могло бы не вмешательство государства в продовольственный рынок, а экономическая поддержка сельхозпроизводителей.
«Требуется сохранять субсидирование процентных ставок на проекты в сфере развития сельского хозяйства, по расширению мощностей, по модернизации. Также, на мой взгляд, компаниям сельскохозяйственного сектора была бы полезна в плане помощи по импорту технологий, оборудования. Вторым направлением поддержки локальных производителей сельхозпродукции является тарифно-таможенное регулирование в первую очередь квотирование импорта определенных продуктов», отмечает старший аналитик ИК "Метрополь" Татьяна Бобровская
Прямой задачей государства, по мнению экспертов, остается поддержка инновационной деятельности. Без чего невозможен рост производительности и обеспечение стабильности на рынке продовольствия, передает ИА Казах-Зерно.
Мерой же, сдерживающей рост цен, могло бы стать не блокирование рынков или их жесткое регулирование, а большая доступность информации о качестве и количестве запасов продуктов. И поддержка мелких фермеров, которые зачастую не могут найти сбыта для своей продукции при ее общем недостатке на рынке.