Премьер-министр РФ Владимир Путин принял участие в XXII съезде Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), проходившем в Тамбове. Рязанскую область на съезде представляли заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области Павел Ванюшин, руководители сельхозпредприятий региона, фермеры. Рязанским фермерам удалось (цитируем «Клуб регионов») плодотворно пообщаться с премьером.
Вопрос: Уважаемый Владимир Владимирович, Рязанская область, Мимоглядов Владимир. С 1997 года фермер, начал с 60 га, сейчас обрабатываю 600 га. Вы в своем выступлении расставили приоритеты выполнения данной задачи. Но хочу еще раз подтвердить, что мы, крестьяне, тоже занимаемся бизнесом и прежде всего ориентируемся на получение прибыли. Но Вы отметили в своем выступлении, что планируете, чтобы производство нашей продукции для нас было выгодным, потому что мы видим из сегодняшних выступлений, что идет рост цен на электроэнергию, на газ, на горюче-смазочные материалы. Они должны работать с прибылью, а у нас получается, что мы иногда не можем свести концы с концами.
Хотелось бы задать и такой вопрос. У нас есть некоторые регионы, где идет значительная помощь на региональном уровне. Допустим, Рязань в этом плане отстает. И вот, когда мы здесь выступали на расширенной коллегии, были яркие примеры Татарстана, где в рамках областного бюджета запланированы суммы и там идет финансирование малого бизнеса. Допустим, половину коровы подарили, половину трактора подарили, половину коровника построили, подарили. Мы белой завистью завидуем тому, что региональные власти обращают внимание. Нам, где такой помощи нет, тяжело соревноваться, и самое главное заключается в том, что человека можно начать лечить, но когда его запустить до определенной степени, уже лекарства не помогут. Вот как бы сделать программу софинансирования по многим проектам? Вот у нас, допустим, есть в бюджете статьи, которые на условиях софинансирования с федеральным центром, а если не подпадает под софинансирование – значит, такой статьи нет, для того чтобы привлечь федеральные деньги. Вот хотелось бы, чтобы в рамках Федерации был бы большой круг, чтобы и мы в своем регионе могли бы пользоваться такой поддержкой. Спасибо большое.
В.В.Путин: Несколько слов скажу по оплате энергетики. По электроэнергетике я сказал и надеюсь, здесь все понятно и добавить нечего. Сейчас, только что, перед тем как войти в зал, мы провели мини-совещание Правительства с министрами, здесь присутствующими. Министр, к сожалению, не смог мне ответить – то ли постановление уже подписано, то ли оно буквально в ближайшие день-два будет подписано и будет выпущено, по электроэнергетике, с тем чтобы не переплачивать за недобор или перебор. Вот это число часов использования. Мы изменим этот порядок и проблему снимем.
Что касается газа, то уже принято решение «Газпромом» – это у них есть общая такая формула, называется Take or pay – «Бери или плати». Они используют ее на внешних рынках и, может быть, там обоснованно. Здесь, считаю, не обоснованно. Они изменили уже определенным образом порядок расчетов за перебор, по-моему, до 10% перебора не берут, за недобор 20% не берут. Я думаю, что это нужно либерализовать. Я вернусь в Москву, я с ними поговорю. Нужно расширить этот коридор как минимум или снять там всякие ограничения. Во всяком случае расширить коридор – это точно совершенно. Хотя энергетиков тоже можно понять, они должны планы свои выстраивать по добыче, по сбыту. Это понятно: у каждой отрасли свои интересы и свои законы функционирования, тем не менее мы и с «Газпромом» тоже обязательно поработаем.
Что касается роста в целом по энергетике, а он в среднем – я хочу обратить ваше внимание, сам с этим недавно разбирался, неделю назад, – в среднем по стране не должен превышать 15%. Знаю, что в отдельных регионах уже и 30% есть. Но объяснение такое, что это в среднем по стране. В некоторых регионах есть 7-9% рост всего, а в некоторых – за 30%. Но все-таки, если мы говорим в среднем 15%, то 30% все равно не должно быть. Даже нельзя ссылаться при этом на необходимость строительства новых сетей и так далее. Все делать постепенно, никаких рывков быстрых все равно быть не должно. Будем продолжать работать с регионами в этом направлении. Это я вам точно обещаю.
Что касается региональных мер поддержки. Да, к сожалению, от региона к региону разное внимание проявляют к отдельным отраслям производства и разное внимание, в том числе и к сельскому хозяйству. Вы привели пример Татарстана. Татарстан, Башкортостан, вообще Поволжье – во многих регионах традиционно внимательно относятся к сельскому хозяйству и выстроили очень эффективную региональную систему поддержки. Это действительно работает и работает эффективно. В прошлом году их засуха, конечно, подкосила сильно. Эти регионы очень сильно пострадали. Они, по-моему, собрали… Может, кто-то из присутствующих знает цифры? Но, по-моему, меньше трети от обычного урожая. Сильный удар.
Что касается Рязани. Вы из Рязани, да?
Ответ: Да.
В.В.Путин: Проверим. Специально в Рязань съезжу, в том числе, и посмотреть, как там работают эти программы.
Реплика: По возвращении со съезда будет чем порадовать губернатора своего.
В.В.Путин: Губернатор Рязани – опытный человек, знающий. Надо посмотреть, как в целом администрация к этому относится.
Вопрос: Крестьянско-фермерское хозяйство Рязанской области, Храмов Николай Александрович. У меня земли, конечно, немного – 3,5 тыс. с сыном. Но у меня часть земли выкуплена. Вы сейчас вопрос задали хороший. Нам раньше земля выдавалась на постоянное пользование. Это был закон такой, постановление постоянное, пожизненное пользование... Вот эту землю я, конечно, отмежевал, все сделал, но не могу ее выкупить. Мне сказали: 15%. Я на этой земле работаю уже 10 лет – с 2000 года, не с 1990-го. Но земли у меня порядочно. У меня одной озимки – 2 тыс. га посеяно сейчас и сеять буду еще весной. Это хорошо, конечно, все Ваши поддержки отличные, но как быть тем людям, которым была дана земля в постоянное, пожизненное пользование, чтобы ее я мог выкупить не за 15 кадастров (кадастровая оценка земли у нас – 45 тыс. га)? У нас много таких, которым земля дана под это постановление, но сейчас ее выкупать – очень дорого. Можно тем людям, которым дана была земля в постоянное, бессрочное пользование, сделать 2% выкупа за то, что мы там межуем и все это делаем? Пока закон этот будет рассматриваться, если можно, пожалуйста, сделайте для тех…
В.В.Путин: То есть понизить стоимость…
Н.А.Храмов: Для тех, кому земля была раньше дана в постоянное, пожизненное, бессрочное пользование.
В.В.Путин: И тех, кто ее обрабатывает, работает на ней.
Н.А.Храмов: Да! Я ее обрабатывал, работал столько лет, столько вложил! И вдруг мне… У меня, конечно, пять детей – четыре сына и дочь. Все почти работают со мной, только дочь – в Россельхозбанке. Но дело не в этом, дочь и не должна работать на земле со мной, потому что у меня – сыновья. А так, конечно, даже за то, что Вы приехали к нам, огромное-огромное спасибо!
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо за то, что вы сформулировали эту проблему, потому что то, что Вы сказали, – значит, что у людей, которые реально работают на земле, все-таки проблемы будут, даже с этой оценкой и с этой стоимостью. Обязательно подумаем. Нам главное, знаете что? Здесь не допустить, чтобы кто-то залез сюда, я прошу меня простить за моветон, на халяву получил, а потом начал бы торговать этим. Поэтому нужно найти такой администрированный способ, чтобы земля попадала по дешевым ценам, но в руки действительно тех, кто на ней работает. Нужно порядок администрирования и принятия решения отработать, но я вас услышал по поводу стоимости. Обязательно подумаем. И я прошу, Елена Борисовна (обращаясь к Е.Б. Скрынник), обязательно вот это посмотреть, сформулировать и с коллегами в Госдуме тоже поговорить на этот счет. Нужно взвесить. Я думаю, это будет неправильно, чтобы государство использовало это как источник дохода. Вопрос только в том, чтобы это дисциплинировало людей, чтобы не просто так это было. Знаете, когда все получено просто так – это ничего не стоит. Но в то же время, чтобы не было обременением большим. Я согласен, обязательно посмотрим.