Все больше крестьян возвращаются к коллективному хозяйствованию
То, от чего еще не так давно бежал латышский крестьянин, вновь возвращается — коллективное хозяйствование.
Правда, не колхозы и совхозы, а кооперативы. За последние шесть лет их количество на селе выросло в 4 раза, в них объединены 16 процентов фермеров. В сравнении со Скандинавией, Германией и Францией, где в кооперации участвуют 80 процентов сельских жителей, это крохи, но процесс пошел.
Продаем, но не перерабатываем
— Кооперация в основном охватывает две отрасли — зерно и молоко, — рассказывает по пути исполнительный директор Латвийской ассоциации сельхозкооперативов Линда Билле. — Были попытки создать кооперативы по переработке говядины, но неудачные. А в соседней Эстонии львиную долю мясных продуктовых выпускают кооперативы.
В довоенной Латвии распространенной формой кооперации были машинно–тракторные станции. Фермеры сообща приобретали технику, вместе ею пользовались. Сегодня каждый предпочитает собственную: набрали кредитов, купили дорогущие тракторы и комбайны. Теперь пожинают плоды, многие из этих фермеров обанкротились. А в Западной Европе подобная форма кооперации и сегодня очень популярна. Есть еще одно существенное отличие латвийских кооперативов от западноевропейских: там практически все занимаются переработкой сельхозпродукции, наши — сбором и продажей. Из 30 молочных кооперативов лишь четыре выпускают продукты, остальные продают сырое молоко.
— Не все сразу, — уверена Линда. — Станем богаче, появится и более широкая переработка. Главное — меняется психология. Все больше крестьян идут в кооперативы. Увидели, что во время кризиса почти все они выстояли, помогли удержаться и фермерам. В отличие от колхоза, где все решал председатель, тут все равны — при голосовании у каждого пайщика один голос. И не важно, сколько у тебя гектаров или коров.
По материалам сайта "d-pils.lv"