Подорожает ли молоко?
Фермеры и заводы бьются между собой за доходы от продажи напитка.
В России разгорается война - молочная. Крупные перерабатывающие холдинги десятилетиями диктовали фермерам цены при закупке молока. Зимой и в межсезонье производителю еще удается сбывать напиток с приварком, но летом - только себе в убыток. «Уж очень велики в это время молочные реки», - оправдывает падение цен руководство молокозаводов. Но вот что странно: отпускные цены у фермеров в течение года скачут вдвое то вверх, то вниз, а на прилавках магазинов цена молочка только и делает, что растет. Фермеры разоряются, а переработчики даже в кризис хвастаются баснословными доходами. Что делать? Фермеры решили установить минимальную цену на свое молоко. Но не приведет ли это к тому, что любимый многими напиток в конечном итоге подорожает?
НЕ МЕНЬШЕ 11 РУБЛЕЙ. И ТОЧКА!
В начале марта российские участники сельскохозяйственной выставки в Париже наблюдали непривычную картину. Среди пирамид с редкими сырами и пармской ветчиной появились полторы сотни французских фермеров. Животноводы били в пустые бидоны и выкрикивали лозунги с требованием поднять закупочные цены на молоко. Из листовок революционно-оранжевого цвета следовало, что во Франции и Канаде потребитель покупает молоко практически по одним расценкам - немногим меньше 1,5 евро за литр. Но канадским фермерам из этих денег достается 46 евроцентов, а французским - всего 27.
Через неделю революционная зараза перекинулась на Москву. Нет, фермеры не повели круторогих буренок по Тверской. Надев старомодные костюмы, российские животноводы пожаловали в пафосный «Президент-Отель» на первый съезд Национального союза производителей молока.
- Мы решили установить минимальную закупочную цену на молоко, - председатель правления общественного объединения Андрей Даниленко поделился планами с первым вице-премьером Виктором Зубковым и главой Минсельхоза Еленой Скрынник. - Дешевле 11 рублей за литр переработчики покупать молоко не будут!
И высокие правительственные чиновники идею одобрили. Виктор Зубков чуть ли не уговаривал селян подписать соглашение, чтобы закупочные цены не падали, как в прошлом году, до шести рублей за литр.
Теоретически 11 рублей - вполне достаточная цена для стабильной работы животноводческого хозяйства. По данным Национального союза производителей этого напитка, себестоимость производства литра молока в успешных хозяйствах составляет восемь рублей. Наценка в три рубля позволяет развивать хозяйство.
КТО ЖЕЛАЕТ ПОТЕРЯТЬ ДЕНЬГИ?
Но затем революционная акция начала превращаться в фарс. Фермеры согласились на минимальные цены. Теперь осталось найти молокозаводы, которые согласны его подписать.
- К нам присоединились несколько средних и мелких переработчиков, - говорит Андрей Даниленко. - Процесс сбора подписей продолжается. Ожидаем, что к концу года консолидируем больше половины отрасли.
Но «капитаны» молочного рынка не хотят делиться прибылью. Молочный союз России, представляющий крупнейшие перерабатывающие холдинги страны, предлагает корректировать «минималку» в зависимости от региона и сезонности. Обе стороны не готовы идти на уступки.
- Предложенная Национальным союзом производителей цена чрезмерно высока. Переработчики, которые ее поддержали, уже летом будут вынуждены нарушить условия документа, - прогнозирует исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов.
- Это станет ясно только летом, - предостерегает от скоропалительных выводов эксперт Института конъюнктуры аграрного рынка Татьяна Рыбалова. - Но сегодня можно сказать лишь то, что продукция мелких и средних переработчиков, которые присоединяются к соглашению, дорожает медленнее, чем у лидеров рынка.
Радикально настроенные эксперты говорят, что даже если переработчики присоединятся к соглашению на условиях производителей, то потери компенсируют из кармана покупателя. Но это мнение также вызывает острые споры.
- Молоко - продукт социальный, - напоминает Татьяна Рыбалова. - Поэтому молокозаводы не смогут автоматически поднять отпускную цену.
По материалам сайта "Комсомольская правда"