Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило; но «объединяй и направляй» — еще лучше.

Иоганн Вольфганг Гете

Рекомендация о роли кооперативов в экономическом и социальном развитии развивающихся стран

17 Мая 2012
Международная организация труда (МОТ, англ. International Labour Organization, ILO) — специализированное учреждение ООН, международная организация, занимающаяся вопросами регулирования трудовых отношений. На 2009 год участниками МОТ являются 183 государства. С 1920 года штаб-квартира Организации — Международного бюро труда, находится в Женеве. В Москве находится офис Субрегионального бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии.




РЕКОМЕНДАЦИЯ 127

 

Рекомендация о роли кооперативов в экономическом

и социальном развитии развивающихся стран

 

 

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 1 июня 1966 года на свою пятидесятую сессию, постановив принять ряд предложений о роли кооперативов в экономическом и социальном развитии развивающихся стран, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму рекомендации, принимает сего двадцать первого дня июня месяца тысяча девятьсот шестьдесят шестого года нижеследующую Рекомендацию, которая может именоваться Рекомендацией 1966 года о кооперативах в развивающихся странах:

 

I. Сфера применения

 

1. Настоящая Рекомендация применяется ко всем видам кооперативов, включая потребительские кооперативы, кооперативы по мелиорации земель, сельскохозяйственные производственные и перерабатывающие кооперативы, сельские снабженческие кооперативы, сельскохозяйственные сбытовые кооперативы, рыболовецкие кооперативы, кооперативы обслуживания, кооперативы кустарей, промышленные кооперативы, кооперативы рабочей силы, сберегательные кооперативы, кооперативы взаимного кредита и кооперативные банки, жилищные кооперативы, транспортные кооперативы, страховые кооперативы и кооперативы санитарного обслуживания.

 

II. Цели политики в области кооперации

 

2. Создание и развитие кооперативов должно рассматриваться как важное средство экономического, социального и культурного развития, а также прогресса человека в развивающихся странах.

 

3. В частности, кооперативы должны создаваться и развиваться в качестве средства:

a)      улучшения экономического, социального и культурного положения лиц с ограниченными ресурсами и возможностями, а также поощрения их инициативы;

b)      увеличения личных и национальных капитальных ресурсов путем поощрения сбережений, упразднения ростовщичества и разумного   использования кредитов;

c)      внедрения в экономику в значительной мере демократического контроля за хозяйственной деятельностью и справедливого распределения прибавочного продукта;

d)      повышения национального дохода от экспорта и увеличения занятости путем более полного использования ресурсов, например путем осуществления программ аграрной реформы или заселения земель с целью обеспечения продуктивного использования новых площадей и путем развития по преимуществу рассеянных по всей территории полностью современных отраслей промышленности для переработки местного сырья;

e)      улучшения социальных условий и расширения социального обслуживания в такой области, как жилища, а также в соответствующих случаях в области здравоохранения, образования и средств сообщения;

f)        помогающего повысить общий уровень и технические знания своих членов.

 

4. Правительства развивающихся стран должны разрабатывать и осуществлять политику, согласно которой кооперативы получали бы помощь и содействие экономического, финансового, технического, законодательного и другого характера, без оказания влияния на их независимость.

 

5. 1) При выработке такой политики необходимо учитывать экономические и социальные условия в стране, имеющиеся ресурсы и ту роль, которую кооперативы могут играть в развитии соответствующей страны.

2) Эта политика должна являться составной частью планов развития в той мере, в какой это совместимо с основными особенностями кооперативов.

 

6. Такая политика должна периодически пересматриваться и приспосабливаться к изменениям в социальных и экономических потребностях и к техническому прогрессу.

 

7. Существующие кооперативы должны привлекаться к разработке и, когда возможно, к осуществлению такой политики.

 

8. Кооперативное движение должно поощряться к сотрудничеству в деле формулирования и, в надлежащих случаях, осуществления политики с организациями, преследующими те же цели.

 

9. 1) Заинтересованные правительства должны привлекать кооперативы на том же основании, как и другие предприятия, к составлению национальных экономических планов и других общих экономических мер по крайней мере тогда, когда такие планы и меры могут оказывать влияние на их деятельность. Кооперативы должны также привлекаться к осуществлению этих планов и мер, поскольку это совместимо с их основными характеристиками.

2) Для целей, предусмотренных в параграфе 7 и в пункте 1 пара  графа 9 настоящей Рекомендации, федерации кооперативов должны   иметь право представлять входящие в их состав общества на местном, областном и национальном уровне.

 

III. Методы осуществления политики

 в области кооперации

 

А. Законодательство

 

10. Должны быть приняты все надлежащие меры, включая консультации с существующими кооперативами, с целью:

a)      выявления и устранения положений национального законодательства, например, в отношении налогообложения, предоставления разрешений и квот, которые могут привести к несправедливому ограничению развития кооперативов ввиду того, что они носят дискриминационный характер, или ввиду того, что они не учитывают ни самой природы кооперативов, ни специфических правил, которые регулируют их деятельность;

b)      избежания включения таких положений в законодательство в будущем;

c)      приспособления фискального законодательства к специфическим условиям кооперативов.

 

11. Должно существовать законодательство, специально относящееся к созданию и деятельности кооперативов и предусматривающее защиту их права функционировать по крайней мере на равных условиях с другими формами предприятий. Это законодательство должно предпочтительно применяться ко всем видам кооперативов.

 

12. 1) Такое законодательство должно содержать по крайней мере:

a)      определение или описание кооператива с указанием его основных характеристик, а именно: что он является ассоциацией людей, которые добровольно объединились для достижения общих целей с помощью образования демократически контролируемой организации, делающих равный вклад в создание необходимого капитала и разделяющих справедливую долю риска и выгод предприятия, в деятельности которого активно участвуют все члены;

b)      описание целей кооператива и процедуры его создания, регистрации, изменения его устава и его роспуска;

c)      условия вступления, такие как максимальный размер паевого взноса и в надлежащих случаях размер вступительного взноса и рассрочка для внесения полного паевого взноса, а также права и обязанности членов, определяемые в уставах кооперативов;

d)      методы руководства, управления и внутренней проверки отчетности кооперативов, а также порядок создания и работы компетентных органов кооперативов;

e)      охрана имени «кооператив»;

f)        механизм для проведения внешнего аудита и руководства кооперативами и для применения законодательства.

2) Процедуры, предусмотренные таким законодательством, в особенности процедуры регистрации, должны быть возможно более простыми, чтобы не препятствовать созданию и развитию кооперативов.

 

13. Законодательство о кооперативах должно обеспечивать им право создавать федерации кооперативных организаций.

 

В. Образование и обучение

 

14. Должны быть приняты меры с целью наиболее широкого распространения среди населения развивающихся стран знаний в отношении принципов, методов, возможностей и пределов применимости кооперативов.

 

15. С этой целью надлежащее обучение должно проводиться не только в кооперативных школах и колледжах и других специализированных учебных центрах, но также и в таких учебных заведениях, как:

a)      университеты и высшие учебные заведения;

b)      педагогические училища;

c)      сельскохозяйственные школы, другие профессиональные учебные заведения и центры рабочего образования;

d)      средние школы;

e)      начальные школы.

 

16. 1) В целях содействия получению практического опыта в отношении принципов и методов кооперации следует поощрять создание и деятельность школьных и студенческих кооперативов в школах и колледжах.

2) Точно так же организации работников и ассоциации кустарей должны поощряться и получать помощь в осуществлении планов развития кооперативов.

 

17. Должны быть приняты меры прежде всего на местном уровне, позволяющие взрослому населению знакомиться с принципами, методами и возможностями кооперативов.

 

18. Необходимо полностью использовать такие средства обучения, как учебники, лекции, семинары, учебные и дискуссионные группы, поездки инструкторов, посещения с соответствующими объяснениями кооперативных предприятий, пресса, кино, радио, телевидение и все другие средства массовой информации. Все это должно быть приспособлено к конкретным условиям каждой страны.

 

19. 1) Следует предусмотреть как соответствующее техническое обучение, так и обучение в области принципов и методов кооперации лиц, которые станут должностными лицами и служащими кооперативов, а также их консультантами и пропагандистами, а в соответствующих случаях и лиц, которые уже выполняют эти функции.

2) Когда существующие средства недостаточны, следует создавать специализированные училища или школы, с тем чтобы такое обучение проводилось на учебном материале, приспособленном к потребностям страны, инструкторами-специалистами или руководителями кооперативного движения; если не могут быть созданы такие специализированные учебные заведения, то должны быть предусмотрены специальные курсы обучения в области кооперации либо на заочной основе, либо, например, в училищах, готовящих работников в области счетоводства, администрации или торговли.

3) Использование специальных программ практического обучения должно явиться одним из средств просвещения и основной и дальнейшей подготовки членов кооперативов; эти программы должны принимать во внимание местные культурные условия и необходимость распространения грамотности и знаний элементарной арифметики.

 

С. Помощь кооперативам

 

Финансовая помощь

 

20. 1) В случае необходимости начинающим свою деятельность кооперативам или кооперативам, развитию или перестройке которых препятствуют финансовые затруднения, должна предоставляться финансовая помощь извне.

2) Эта помощь не должна налагать никаких обязательств, противоречащих их независимости или интересам, и должна быть рассчитана на то, чтобы не заменять, а содействовать инициативе и усилиям самих членов кооператива.

 

21. 1) Такая помощь должна иметь форму займов или кредитных гарантий.

2) Субсидии и частичное или полное освобождение от налогов, в частности, могут быть предоставлены для финансирования:

a)      ведения пропагандистских, поощрительных и просветительных кампаний;

b)      точно определенных задач в интересах общества.

 

22. Если такая помощь не может быть предоставлена кооперативным движением, то она должна быть предпочтительно предоставлена правительством ли другими государственными органами; однако в случае необходимости она также может быть предоставлена частными учреждениями. Во избежание дублирования и распыления ресурсов такая помощь должна координироваться.

 

23. 1) Субсидии и частичное или полное освобождение от налогов должны предоставляться на условиях, определенных национальным законодательством и относящихся, в частности, к использованию и размеру помощи; условия займов и кредитных гарантий могут устанавливаться в каждом отдельном случае.

2) Компетентный орган власти должен обеспечить контроль за использованием финансовой помощи, а в случае предоставления займа – надлежащее наблюдение за его погашением.

 

24. 1) Финансовая помощь кооперативам из государственных или полугосударственных фондов должна предоставляться через посредство национального кооперативного банка или при отсутствии последнего через другое центральное кооперативное учреждение, способное взять на себя ответственность за использование этой финансовой помощи и в соответствующем случае за ее возмещение; до создания таких учреждений финансовая помощь может предоставляться непосредственно отдельным кооперативам.

2) С учетом положений пункта 2 параграфа 20 настоящей Рекомендации финансовая помощь из частных источников может предоставляться непосредственно отдельным кооперативам.

 

Административная помощь

 

25. Хотя существенное значение имеет то, чтобы ответственность за руководство и управление кооперативами с самого начала лежала на их членах и на лицах, избранных ими с этой целью, компетентный орган власти должен в соответствующих случаях и обычно только лишь в начальный период:

a)      оказывать помощь кооперативам в наборе и оплате квалифицированного персонала;

b)      предоставлять в распоряжение кооперативов услуги компетентных лиц для ориентирования и дачи советов.

 

26. 1) Как общее правило, кооперативы должны иметь возможность получать ориентировку и советы при условии соблюдения их автономии и ответственности их членов, органов и их персонала по всем вопросам, касающимся руководства и управления кооперативами, а также по техническим вопросам.

2) Такая ориентировка и советы должны предпочтительно предоставляться федерацией кооперативов или компетентным органом власти.

 

D. Контроль и органы осуществления политики

 

27. 1) Кооперативы должны подлежать контролю, гарантирующему проведение ими своей деятельности в соответствии с целями, для которых они были созданы, и в соответствии с законом.

2) Контроль предпочтительно должен лежать на федерации кооперативов или на компетентном органе власти.

 

28. Финансовая отчетность кооперативов, входящих в федерацию кооперативных организаций, должна проверяться этой федерацией; до создания такой федерации или когда федерация не может обеспечить такие услуги, эту задачу должны выполнять компетентный орган власти или соответствующий независимый орган.

 

29. Меры, предусмотренные в параграфах 27 и 28 настоящей Рекомендации, должны планироваться и осуществляться таким образом, чтобы:

a)      обеспечивать хорошее руководство и управление кооперативом;

b)      ограждать интересы третьих лиц;

c)      обеспечивать возможность завершения образования и подготовки руководящих работников и служащих кооперативов путем практики и критического изучения допущенных ошибок.

 

30. 1) Деятельность по пропаганде кооперативов, обеспечение просвещения в области кооперации и обучение руководителей и служащих кооперативов, а также оказание помощи в организационных вопросах и в вопросах деятельности кооперативов должны в целях единообразия проводиться предпочтительно одним центральным органом.

2) Эти функции должны предпочтительно выполняться федеративным кооперативным органом; до создания такого органа эти функции должен выполнять компетентный орган власти или при отсутствии такого органа соответствующие другие предназначенные для этой цели органы.

 

31. 1) Функции, предусмотренные в параграфе 30 настоящей Рекомендации, должны, когда это возможно, выполняться лицами, работающими с этой целью полное рабочее время.

2) Такие лица должны иметь специальную подготовку для выполнения этих функций; они должны получить такую подготовку в специализированных учебных заведениях или, когда это возможно, пройти специальный курс обучения в школах или училищах, предусмотренных в параграфе 19 настоящей Рекомендации.

 

32. Компетентный орган власти должен собирать и публиковать по меньшей мере один раз в год доклад и статистические данные о деятельности и развитии кооперативов в национальной экономике.

 

33. Если услуги федераций кооперативов или других соответствующих учреждений не удовлетворяют соответствующим образом потребности в отношении научно-исследовательской работы, обмена опытом и издания публикаций, должны быть созданы, если это возможно, специальные учреждения общенационального или межобластного характера.

 

IV. Международное сотрудничество

 

34. 1) Члены Организации должны в максимально возможной степени сотрудничать между собой в целях оказания помощи и содействия кооперативам развивающихся стран.

2) Такое сотрудничество должно устанавливаться:

a)      между развивающимися странами;

b)      между странами конкретного района, в особенности в рамках региональных организаций, где таковые существуют;

c)      между странами с давно возникшим кооперативным движением и развивающимися странами.

3) Когда это целесообразно, помощь национальных кооперативных организаций должна использоваться для такого сотрудничества, а также должны использоваться, в особенности с целью координации международных усилий, международные кооперативные организации и другие   заинтересованные международные органы.

4) Сотрудничество должно распространяться на такие меры, как:

a)      расширение технической помощи кооперативному движению развивающихся стран, когда это возможно, в форме координированных программ, в которых участвуют различные учреждения, как межправительственные, так и неправительственные;

b)      подготовка и снабжение информационным материалом, учебниками, аудиовизуальными пособиями и другим аналогичным материалом в целях содействия разработке кооперативного законодательства, просвещения в области кооперации и подготовки руководящих работников и квалифицированного персонала для кооперативов.

c)      обмен квалифицированным персоналом;

d)      предоставление стипендий;

e)      организация международных семинаров и встреч;

f)        обмен товарами и услугами между кооперативами;

g)      ведение систематической исследовательской работы по вопросам структуры, методов работы и проблем кооперативного движения в развивающихся странах.

 

V. Специальные положения относительно роли кооперативов в разрешении специфических проблем

 

35. Должно быть признано, что кооперативы могут при определенных условиях играть особую роль в разрешении специфических проблем развивающихся стран.

 

36. Соображения, иллюстрирующие пользу, которая может быть извлечена из различных форм кооперативов в деле успешного осуществления аграрной реформы и повышения уровня жизни лиц, получающих выгоду от аграрной реформы, излагаются в приложении к настоящей Рекомендации.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

1. Ввиду своей важности как средства усиления общего экономического и социального прогресса и как средства непосредственного включения сельского населения в процесс развития, а также ввиду своей образовательной и культурной ценности, кооперативы должны рассматриваться как играющие жизненно важную роль в программах аграрной реформы.

 

2. Кооперативы должны использоваться в качестве средства оценки проблем и интересов сельского населения в планировании и подготовке мер по аграрной реформе. Они также должны служить каналом для распространения среди сельскохозяйственного населения информации и способствовать пониманию целей, принципов и методов таких реформ.

 

3. Особое внимание должно уделяться развитию подходящих форм кооперативов, соответствующих различным системам и фазам аграрной реформы. Они должны предоставлять возможность земледельцам эффективно и продуктивно эксплуатировать свои участки и позволять членам кооперативов проявлять возможно большую инициативу и участие в делах.

 

4. Там, где это целесообразно, должны поощряться подходящие добровольные формы кооперативного использования земли. Эти формы могут простираться от организации определенных видов обслуживания и совместного проведения земледельческих операций до полного объединения земли, труда и сельскохозяйственных орудий.

 

5. Когда это целесообразно, должно поощряться добровольное объединение мелких землевладений посредством кооперативов.

 

6. В тех случаях, когда предусматриваются меры для передачи собственности или раздела больших землевладений, следует уделять должное внимание вопросу организации лиц, получающих выгоду от таких мероприятий, в кооперативные системы владения землей или ее обработки.

 

7 Создание кооперативов должно также рассматриваться в связи с программами заселения земель, особенно в связи с мерами по восстановлению и улучшению земель и с организацией совместных видов обслуживания и обработки земли поселенцами.

 

8. Развитие кредитно-сберегательных кооперативных обществ и кооперативных банков должно поощряться среди лиц, получающих выгоды от аграрных реформ, а также среди других мелких фермеров целью:

a)      предоставления займов земледельцам для покупки оборудования и других фермерских принадлежностей;

b)      поощрения земледельцев и оказания им помощи в деле сбережения и накопления капиталов;

c)      предоставления займов и поощрения сбережений среди семей земледельцев, включая семьи работающих по найму, которые обычно не могут иметь доступа к имеющимся источникам кредита;

d)      содействия осуществлению специальных правительственных кредитных программ посредством эффективного направления займов получателям и надлежащего контроля за использованием таких займов и их своевременным погашением.

 

9. Развитие снабженческих, сбытовых или многоцелевых кооперативов должно поощряться с целью:

a)      совместной покупки и снабжения сельскохозяйственным инвентарем хорошего качества и на выгодных условиях;

b)      удовлетворения потребностей всех категорий сельскохозяйственных работников в основных товарах широкого потребления;

c)      совместного кондиционирования, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции.

 

10. Должно поощряться развитие кооперативов, предоставляющих земледельцам такие другие виды обслуживания, как совместное использование сельскохозяйственных машин, электрификация, выведение пород скота, ветеринарное обслуживание, борьба с паразитами, орошение, страхование урожая и скота.

 

11. Для улучшения возможностей занятости, условий труда и повышения доходов безземельные сельскохозяйственные работники должны получать содействие в надлежащих случаях с целью организации их на добровольных началах в кооперативы рабочей силы.

 

12. Сельскохозяйственные кооперативы различных селений, находящиеся в зонах, где проводятся аграрные реформы, должны поощряться к объединению своих усилий, когда такое объединение является экономически выгодным.

 

13. Должное внимание должно уделяться также поощрению и развитию других форм  кооперативной деятельности, могущих предоставить возможности полной или частичной занятости в несельскохозяйственных сферах деятельности членам семьи земледельцев (например, ремесла, домашняя или кустарная промышленность), обеспечить соответствующее распределение потребительских товаров и предоставить те виды социального обслуживания, которые государство не всегда еще в состоянии обеспечить (например, здравоохранение, образование, культура, отдых, транспорт).

 

14. Обмен и распространение информации о методах, возможностях и пределах применимости кооперативов в связи с аграрной реформой должны поощряться всеми возможными средствами, с тем чтобы приобретенный опыт мог стать доступным для возможно большего числа стран.

 


Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры