Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Помогайте другим, чтобы помочь себе.

Фридрих Вильгельм Райффайзен

Любовь Молдаван, профессор: Нашему крестьянину надо учиться у Европы быть конкурентным

28 Октября 2015
Любовь Молдаван, профессор: Нашему крестьянину надо учиться у Европы быть конкурентным О том, что украинского фермера нужно готовить к зоне свободной торговли (ЗСТ) с ЕС, Любовь Молдаван, профессор, главный научный сотрудник ГУ "Институт экономики и прогнозирования НАНУ" и гендиректор общественного объединения "Центр аграрных реформ" говорит очень давно. Ее позиция заключается в том, что государство должно позаботиться о среднем аграрном производителе и защитить владельцев мелких индивидуальных хозяйств.
Протекционизм? Исследовательница аграрного сектора этого и не отрицает, однако, утверждает, что государственный протекционизм фермерства существует в вовсех странах Европы: «Хотите жить, как в Европе? Тогда делайте, как в Европе, в том числе в отношении украинского крестьянина». Насколько готов украинский аграрий к открытию границ и очень близкой конкуренции? Что сделано и еще можно сделать, чтобы подготовиться к этому? Эти вопросы мы задали Любви Молдаван. (http://www.ukrinform.ru/)

- Любовь Васильевна, с 1 января открывается зона свободной торговли со странами ЕС. Перед какими вызовами стоит наше сельское хозяйство?

- Вызовы нас не обойдут. Как показывает опыт тех стран, которые стали членами ЕС, в переходный период перед сельским хозяйством возникало очень много проблем. Во многих странах этот период отрасль прошла со значительными потерями. И Болгария, и прибалтийские страны, и Чехия, и другие много потеряли. И если впоследствии нарастили в общеэкономических показателях, то проиграли в структуре производства отдельных культур и продажи их на рынке, разрушили местные агрокомплексы и рабочие места для сельского населения.

Это ожидаемо, потому что по многим видам продукции в Европе существует перепроизводство. Для сбалансирования спроса и предложения ряд видов продукции квотируется. Действуют также программы сокращения посевных площадей и их консервация, программы сокращения поголовья скота и тому подобное. Эти сокращения необходимы, чтобы поддержать ценовую конкурентоспособность европейской продукции.

Главный вызов - конкурентные преимущества европейского производителя перед украинским

До открытия ЗСТ с ЕС Украине остается очень мало времени. И нам необходимо внимательно присматриваться к опыту, который прошли эти страны. Изучать стратегии конкурентоспособности, которые сформировали и которые безукоризненно соблюдаются странами ЕС для того, чтобы не пострадали их товаропроизводители.

Главный вызов - конкурентные преимущества европейского производителя перед нашим. Одно из них связано с асимметрией в обязательствах относительно таможенных тарифов, содержащееся в Соглашении об ассоциации. По определенным видам продукции в этих обязательствах для европейской продукции зафиксированы более выгодные условия, чем для нашей. Это касается значительной части овощей, фруктов, ягод, молочной и мясной продукции.

- В чем заключается эта асимметрия Соглашения?

- Соглашением об Ассоциации на импорт яблок, груш, столового винограда и целый ряд овощей Украина в течение 5-и лет должна снизить пошлину с 10% до 5% или установить нулевой тариф. ЕС же будет применять ставку пошлины, которая будет определяться конъюнктурой европейского рынка, а значит, постоянно меняться. Аналогичная ситуация с основными видами животноводческой продукции. Например, на мясо ЕС за незначительным исключением будет применять тарифные квоты. В то же время, Украина будет квотировать импорт данной продукции с ЕС лишь частично, а для говядины будет применять нулевую ставку. Такой же подход к молоку и молочной продукции.

Проблема стандартизации продукции - второй вызов. Цена вопроса - почти миллиард евро

Второй вызов - это проблема стандартизации продукции. По подсчетам специалистов института, для стандартизации мясо-молочной продукции крестьянам надо выложить где-то 700 миллионов евро. А для плодов и овощей - до 200 миллионов. То есть, чтобы выйти на европейские стандарты по качеству и безопасностью, крестьяне должны заплатить почти миллиард евро. Могут ли они это сделать за свой собственный счет, если виды продукции, о которых идет речь, сконцентрированы в личных крестьянских и фермерских хозяйствах?

Моя сестра и все племянники выращивают яблоки. Усовершенствовать и стандартизировать фрукты самостоятельно и быстро для того, чтобы упредить негативные процессы, без участия государства, без информационной, разъяснительной и финансовой помощи - очень трудно. Но это нужно сделать, иначе наши производители не только не прорвутся на внешний рынок, но и могут быть вытеснены с нашего рынка. Потому что с ЕС придет продукция стандартизированая и упакованная, которая отвечает всем требованиям в вопросах качества и безопасности.

- Разве это под силу нашим малым крестьянским хозяйствам?

Фермы в Японии по размерам сопоставимы с украинскими личными крестьянскими хозяйствами
- Во многих странах размер ферм такой же, как у нас размер личного крестьянского хозяйства. Возьмите Польшу. Половина ферм у них такая, как наши ЛКХ и по землепользованию, и по количеству скота. Малые хозяйства - в Греции, Турции, Италии, азиатских странах. Возьмите Японию: средний размер фермы -пол-гектара, а 4 га - это уже крупное фермерское хозяйство. А у нас средний размер личного крестьянского хозяйства - 0,52 га. Все фермы в Японии по размеру такие, как наши личные крестьянские хозяйства, которые мы не считаем фермами, хотя около 300 тыс. наших ЛКХ имеют более 10 га.

Если европейские, японские фермеры смогли приспособиться к стандартам, то наши малые хозяйства также могут стать конкурентными. Но для этого государство должно им помочь, как это делается в ЕС и других странах.

- Так мы должны обучать фермеров выращивать одинаковые огурцы или как?

Стандартизация требует усилий государства и общественных организаций
- Мы должны рассказать людям, что такое стандарты, их требования к качеству и безопасности. Почему мы не должны доить коров вручную, а обязательно доильными аппаратами? Что надо делать для того, чтобы мясо свинины было того качества, при котором оно могло бы быть проданным на еврорынке? А откуда крестьянам знать о стандартах? Где в селе есть эти правила? Стандартизация требует усилий и от государства, от всех общественных организаций. Это грамотность, которой надо учиться. И это немалые средства, которые требуют государственного участия.

Следует развернуть большую информационную кампанию. Ее должна поднять вся научная интеллигенция, образовательные учреждения, сельские советы, совещательные службы. Люди, которые владеют словом и информацией, должны донести до каждого крестьянина, что и как ему надо делать в условиях ЗСТ.

Каждая страна старается поддержать конкурентность не только крупных, но и малых хозяйств. Потому что малые фермы - это занятость населения, это оседлость, экономическое обустройство, экологически благоприятная среда для проживания и т.и.

- То есть, чтобы сохранить расселение, мы должны сохранить фермы, индивидуальные хозяйства?

- Бесспорно. Но сохранить - не единственная задача. Вторая связана с продовольственной независимостью и продовольственной безопасностью страны. В наших малых хозяйствах сосредоточены трудоемкие виды продукции. Если говорить о конкурентоспособности украинской продукции на мировых рынках, то конкурентоспособны на сегодняшний день только пшеница, зерновые, растительное масло и семена масличных культур. На этих культурах и специализируются крупные хозяйства.

Но человек не может обходиться только хлебом и маслом. Ему необходим полный набор продуктов. Именно индивидуальные хозяйства производят то, что необходимо для рационального питания. Молоко невыгодно производить, но человек должен его употреблять. Конечно, рынок пустовать не будет. Можно употреблять импортированное. Но скажите, пожалуйста, а занятость людей, проживающих в этих хозяйствах, их зарплата, отчисления в пенсионный фонд, и опять же развитие сельских территорий? Так кто же это будет делать?

- Со стандартизацией и поддержкой хозяйств в решении этой проблемы разобрались. Но конкурентность не только от этого зависит?

- Стандартизация касается обеспечения конкурентоспособности продукции по качеству. Еще более сложной является проблема ценовой конкурентоспособности. Она зависит, в первую очередь, от себестоимости производства.

Мы имеем постоянно растущие затраты на материально-технические ресурсы, поскольку практически все они являются импортными. Мы производим 4-5 тысяч тракторов в год, а завозим до 150 тысяч! Добавьте 1,5 тысячи зернокомбайнов, сотни картофелесобирающих. Опыт стран, оказавшихся в подобной ситуации, показывает: выход из нее - в привлечении иностранных производителей сельскохозяйственной техники к созданию своих филиалов на территории страны-импортера. Для стимулирования иностранных компаний распространены такие механизмы, как срочное их освобождение от налогов, таможенные преференции, частичное участие государства в финансировании проекта. Такие проекты считаются выгодными, если благодаря им на 10-12% снижается стоимость собранной, а затем - производимой в стране-импортере техники. Такую же стратегию необходимо ввести в отношении производства семян, химических средств защиты растений и других ресурсов, импорт которых постоянно растет.

Нам необходимо вернуться к программе удешевления высокопроизводительной техники, которая действовала ранее. Взять на вооружение опыт европейской поддержки приобретения техники группой малых и средних производителей для совместного использования путем объединения в ассоциации или кооперативы. Этой задачи должен быть подчинен и НАК "Украгролизинг". Сегодня он не ориентирован на малый и средний бизнес, хотя фермеры и личные крестьянские хозяйства производят более половины продукции.

Далее. Кредиты делают продукцию дороже. Коммерческие банки с их ставками для крестьян недоступны. Поэтому весь фермерский мир, в том числе европейский, держится на кооперативных банках и кредитных союзах. Не может этот бизнес без своего банка.

- Если бы я была Натальей Яресько, я спросила бы: а что вам надо, чтобы создать систему сельских кооперативных банков и сельских кредитных союзов? Законодательная база есть.

-Да. Есть Закон "О кредитных союзах", Закон "О банках и банковской деятельности", который легализует кооперативные банки. Но они требуют приведения многих статей в соответствие с европейским и международным законодательством. Отсутствует ряд нормативных документов, без которых процесс кооперирования финансов невозможен. А еще надо участие государства. В США сеть кооперативных банков сформирована государством по решению Конгресса в кризисные 30-е годы без паевых взносов фермеров. Я не знаю страны, где создание кооперативных кредитных структур осуществлялось без организационно-финансового участия государства. Нам нужна государственная программа формирования национальной сети сельских кредитных союзов и сельскохозяйственных кооперативных банков. Без них дешевых кредитов крестьянам не видать.

- Вы все время делаете акцент на необходимости поддержки объединений производителей в разных сферах: будь то совместное приобретение и использование техники, взаимное кредитование.

- Речь идет не вообще об объединении, а также хозяйственных объединениях с целью совместных действий в производстве и на рынке. И это, прежде всего, кооперативы, маркетинговые и другие ассоциации, которые не являются коммерческими. Они являются неприбыльными объединениями, цель которых - удешевление приобретения и использования средств производства и ссуд и увеличение цены за произведенную продукцию.

Благодаря кооперативам малые фермеры в странах ЕС за зерно получают 70% и более от цены ФОБ, тогда как украинские предприятия - в рамках 50%.

Кооперативные и другие маркетинговые объединения дополняются межотраслевыми объединениями. Они представляют собой своеобразную площадку переговоров между производителями и их смежниками - переработчиками, трейдерами, представителями розничной торговли и т.и. Основным результатом деятельности межпрофессиональных объединений является принятие соглашений, предусматривающие: координацию производства (увеличение, уменьшение) в зависимости от рынка сбыта; рычаги стимулирования сбыта продукции; установление правил продвижения продукции на рынок; порядок заключения контрактов между субъектами хозяйствования продуктового подкомплекса; план внедрения процедур контроля качества продукции; условия межотраслевого ценообразования и тому подобное.

- Ну как посадить за один стол производителя и трейдера?

- У государства всегда найдется рычаг, который заставит их сесть за стол переговоров. Так мне отвечали в тех странах, где я изучала этот опыт. Порядок поведения участников межпрофессиональных объединений устанавливается законом. Проект такого закона разрабатывался нами с участием специалистов ЕС в рамках технической помощи. К нему надо вернуться. Если мы хотим жить, как в Европе, мы должны делать, как в Европе. Если мы умеем получать политические свободы, почему не формировать порядок, который ведет к экономическому процветанию. Все европейские страны проходили этот путь. Проходили и делали эти шаги именем государства.

Опрос: Субсидиарная ответственность

Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О концепции развития кооперации на селе
О концепции развития кооперации на селе
Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов обнажил главные проблемы малого бизнеса в сельском хозяйстве. К ним относится, как считает ведущий научный сотрудник лаборатории Аграрной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Рената ЯНБЫХ, ограниченный доступ на рынки ресурсов и кредита и отсутствие системного подхода к развитию сельскохозяйственной кооперации со стороны государства
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Кооперация поможет фермерам производить и реализовывать птицу
Кооперация поможет фермерам производить и реализовывать птицу
Фермеры юго-востока Татарстана планируют сообща разводить и реализовывать домашнюю птицу. В Муслюмовском районе РТ появится производство по забою и реализации гусей и индеек.
Партнеры