Правительство одобрило заключение на проекты законов Кыргызской Республики «О потребительском кооперативе» и «О внесении изменений и дополнений в закон КР «О кооперативах», инициированные депутатами Жогорку Кенеша Кыргызской Республики Э.Б.Джумалиевой, К.К.Исаевым, К.Т.Тумановым, Б.Э.Торобаевым, А.Б.Баатырбековым, A.M.Режавалиевым, Э.Б.Исаковым, М.Б.Тиленчиевой, У.А.Аманбаевой. Соответствующее постановление 9 сентября 2013 года подписал премьер-министр Жанторо Сатыбалдиев.
Рассмотрев проекты законов КР, правительство заключило:
1. По содержанию законопроектов:
Законопроектом «О потребительском кооперативе» предлагается регламентировать вопросы правового регулирования потребительских кооперативов. При этом, согласно статье 1 проекта закона «О потребительском кооперативе» и части 1 статьи 1 проекта закона «О внесении изменений и дополнений в закон КР «О кооперативах» под потребительским кооперативом следует понимать демократическое объединение физических лиц, либо физических и юридических лиц на основе добровольного членства и взаимопомощи для осуществления деятельности, направленной на удовлетворение общих и индивидуальных целей, социальных, культурных и иных потребностей.
В этой связи следует отметить, что в соответствии со статьей 152 Гражданского кодекса КР кооператив представляет собой добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения своих материальных и иных потребностей путем организации на демократических началах совместной хозяйственной и иной деятельности, предусмотренной уставом, и объединения его членами паевых взносов. При этом, кооперативы являются юридическими лицами и могут быть созданы в форме коммерческих или некоммерческих организаций.
Ввиду чего предлагаемое статьей 1 проекта закона КР «О потребительском кооперативе» определение термина «потребительский кооператив» дублирует статью 152 вышеупомянутого Кодекса и не дает четкого определения обозначенного термина.
Вместе с тем, в соответствии с постановлениемправительства КР «О вопросах регистрации юридических лиц, филиалов и представительств» от 28 января 2011 года все кооперативы регистрируются в органах юстиции в организационно-правовой форме коммерческого или некоммерческого кооператива.
Далее, согласно статье 36 законопроекта налогообложение потребительских кооперативов осуществляется в соответствии с налоговым законодательством КР.
В пункте 2 статьи 39 проекта закона КР «О потребительском кооперативе» правительству КР поручается в трехмесячный срок внести предложения по налогообложению потребительских кооперативов. Данная норма вступает в противоречие со статьей 36 проекта закона, более того, она предполагает возможность предоставления налоговых преференций и льгот для потребительских кооперативов.
В соответствии со статьей 13 Конституции КР на территории КР действует единая налоговая система, при этом право установления налогов принадлежит Жогорку Кенешу КР. В соответствии со статьей 5 Налогового кодекса КР запрещается включать в законодательство, не являющееся налоговым законодательством КР нормы, регулирующие налоговые правоотношения, кроме случаев, предусмотренных обозначенным Кодексом.
Кроме этого, Стратегией устойчивого развития Кыргызской Республики на период 2013-2017 годы отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы станет оптимизация существующей системы налоговых преференций, запрет на необоснованные льготы и освобождение, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения.
2. По существу законопроектов:
Статьей 152 Гражданского кодекса КР и статьей 5закона КР «О кооперативах» предусмотрено, что в зависимости от вида осуществляемой деятельности могут быть созданы жилищные, жилищно-строительные, финансовые, сельскохозяйственные кооперативы.
В целом, проектом закона КР «О потребительском кооперативе» предполагается выделить потребительский кооператив и урегулировать правовые, организационные и социальные основы создания потребительского кооператива.