Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Помогайте другим, чтобы помочь себе.

Фридрих Вильгельм Райффайзен

Казахстан. Законная ниша для кооперативов

22 Ноября 2012
Казахстан. Законная ниша для кооперативов Законная ниша для кооперативов



Эльвира Сац



Сегодня, как никогда, актуален системный подход в формировании единой правовой базы для становления кооперативной системы в агропромышленном комплексе республики.

О проблемах и правовых аспектах деятельности фермерских кооперативных объединений республики, а также о современном значении сельскохозяйственных кооперативов в социально-экономическом развитии страны рассказывает президент Республиканской ассоциации сельскохозяйственных кооперативов «АгроСоюз Казахстана» Алик Сагиндыков.

- Алик Сабырбекович, почему сегодня эксперты отрасли все настойчивее говорят о необходимости объединения, в том числе и в форме кооперативов? Ведь еще совсем недавно приоритетными были интересы индивидуалиста-фермера.

- В Казахстане становление фермерского движения началось в 1990 году, и к настоящему моменту настал этап, когда развитие этого сектора должно перейти от количественного роста к качественному изменению. А это возможно через объединение фермеров в кооперативы. Поэтому и государственная политика нацелена на процессы интеграции и объединения мелких субъектов этого бизнеса.

Фермеры вынуждены объединяться, так как они испытывают многочисленные трудности и проблемы со сбытом продукции, получением кредитов, поиском выгодных поставщиков и во многом другом. А кооператив - это организация, добровольно объединяющая крестьян для достижения общих хозяйственных целей.

Производительность труда в фермерских хозяйствах очень низкая, качество продукции в большинстве случаев не соответствует требованиям стандартизации и сертификации. Эффективность использования земельных, трудовых, производственных и других ресурсов невысока. Неразвитость рыночной инфраструктуры на селе привела к тому, что перерабатывающие предприятия, посреднические (торговые) организации предлагают услуги сельхозпроизводителям на невыгодных условиях, монополизируют рынок, усиливают разрыв цен между сельским хозяйством и промышленностью.

Конечно, все эти проблемы нужно решать путем объединения фермеров в кооперативы, которые могут покупать или продавать продукцию, владеть зданиями и техникой, брать взаймы денежные средства, в случае успеха - приносить прибыль своим владельцам, что, в свою очередь, расширяет объем их услуг и т.д.

- Выходит, цель сельхозкооператива, как и любого другого бизнеса, - прибыль?

- Основная суть данной модели не в накоплении прибыли, а в обеспечении своих членов необходимым комплексом сервисных услуг по минимально возможным ценам, т.е. «по себестоимости». Отсюда главная цель деятельности такого кооператива - процветание фермерских хозяйств, а не самого кооператива.

При такой форме кооперации не требуется объединять имеющиеся у крестьян земли и имущество, как это практикуется в производственных кооперативах. Каждый фермер и другие товаропроизводители ведут производство самостоятельно, а кооператив помогает своим членам в снабжении их материальными и финансовыми ресурсами, в хранении, переработке, реализации выращенной продукции и во многом другом.

Кооператив фермеров отличается от других видов бизнеса тем, что им владеют и управляют лица, пользующиеся его услугами. И вся прибыль возвращается тем лицам, которые опять-таки используют услуги кооператива. Каждый фермер, член этого объединения, получает свою долю прибыли пропорционально либо общей сумме всех закупок, произведенных данным лицом у кооператива, либо общей сумме всех продаж продукции данного лица через кооператив. Тогда как прибыль коммерческого предприятия делится пропорционально доле каждого собственника в уставном капитале предприятия.

- Могут ли кооперативы реально противостоять монополистам, диктующим им цены на топливо, и посредникам, берущим у них продукцию практически за бесценок и реализующим ее по рыночным ценам?

- Каждый индивидуальный фермер сам по себе не обладает экономическим влиянием, поэтому он вынужден продавать свою продукцию по той цене, которую предлагает оптовый посредник, крупная компания или государственная структура, которая обладает монопольным положением на рынке. Точно так же мелкий фермер не способен добиться выгодных цен при покупке удобрений, горючего, семян. Однако, в случае, когда фермеры одного региона организуют подконтрольный им кооператив, они получают возможность оказывать влияние как на цены, по которым они покупают материально-технические ресурсы, так и на цены, по которым они продают произведенную ими продукцию.

Фермеру невыгодно продавать свою продукцию посреднику еще и потому, что взвешивание и определение качества продаваемой фермером продукции производится этой частной компанией. Фермер больше доверял бы показателям веса и качества своей продукции, если бы эти показатели определялись в лаборатории кооператива, совладельцем которого он является и деятельность которого находится под контролем таких же фермеров, как и он.

Вступление в кооператив не может автоматически сделать фермера преуспевающим. От этого не изменятся погодные условия или рыночная цена на пшеницу или бензин. Но это членство защищает фермера от монополизма частных торговых компаний или крупных корпораций.

- Но закреплена ли эта защита законом?

- В целом процессы кооперации идут в Казахстане бессистемно, без должного государственного регулирования. Не совершенна и законодательная, и нормативно-правовая база: практика применения действующих указов и законов - «О производственном кооперативе», «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан», «О сельском потребительском кооперативе водопользователей», «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» - выявила ряд их недоработок. Из-за последних фермерские объединения испытывают многочисленные трудности, как то: проблемы с двойным налогообложением, сбытом продукции, недостаток основных и оборотных средств, распределение прибыли и другие, все это не позволяет эффективно функционировать и использовать преимущества форм кооперации.

Так, норма «О производственном кооперативе» регулирует деятельность объединений, занятых производством сельхозпродукции. Данная форма кооперации требует личного трудового участия его членов и объединения средств сельскохозяйственного производства (земли, техники и др. материальных ресурсов) в единое целое. Поэтому в таких коллективных хозяйствах земля и имущество остаются обезличенными, а производство строится в целом на всей площади сельхозугодий. Члены такого кооператива являются его работниками и за свой труд получают заработную плату.

- В чем конкретно минусы этой формы кооперации?

- Это коммерческая организация, в его работе - свой блок производственных, хозяйственных, финансово-экономических отношений. В этих кооперативах все управленческие рычаги сосредоточены у руководителя хозяйства, а фактически - хозяина производства. Он самостоятельно решает все основные вопросы, в том числе, что и в каком объеме производить, кому и по какой цене продавать продукцию, брать или не брать кредит, что приобретать, что строить и многое другое. В то же время члены этого кооператива, фактически являясь его собственниками, отстранены от процессов принятия решений, контроля за деятельностью руководства, правления и многих других жизненно важных вопросов.

Главный недостаток работы таких объединений в том, что крестьяне, как правило, не получают дивидендов от использования их земель, а в некоторых случаях даже лишаются своих долей. Безусловно, такая форма кооперации имеет право на существование. В то же время необходимо изменять и дополнять эту норму в части организации кооператива, системы управления и деятельности.

- В чем, по-вашему, надо изменить и доработать вышеназванные законы?

- Требует доработки Закон «О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан». Сельский потребительский кооператив - это некоммерческая организация, которая главной целью ставит оказание наиболее дешевых услуг своим членам. Один из проблемных вопросов в деятельности таких кооперативов - создание некоего неделимого фонда. Это, как правило, производственные мощности по хранению, переработке продукции, и этот фонд сложно делить при выходе из кооператива его членов. Если, вступая в кооператив, фермер вносит свой вклад в уставный капитал, то при возможном выходе он должен иметь право забрать свою долю. Необходимо внесение изменений и дополнений в закон: в частности, надо предусмотреть обязательное участие членов кооператива в его хозяйственной деятельности, вопросы вступления и выхода фермеров из организации, распределение выплат.

Закон «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)», принятый в 2000 году, был призван содействовать развитию новой кооперативной системы в сельском хозяйстве, которая будет создаваться самими фермерами и сельскими товаропроизводителями. После вступления документа в силу в стране начали организовываться и создаваться такого рода товарищества. Однако опыт их работы показал, что реализация закона столкнулась с рядом определенных препятствий. По существу, суть самого закона и цель создания сельскохозяйственных товариществ были нивелированы.

Возникла парадоксальная ситуация: с одной стороны - фермеры, продающие свою продукцию, не облагаются налогом на прибыль, НДС и другими видами налогов; с другой стороны, если они продают свою продукцию через товарищество, такая некоммерческая организация облагается налогами отдельно. По определению, такие правила нельзя применять к некоммерческой организации, основная задача которой - не зарабатывание денег для своих членов, а оказание им помощи в организации эффективного маркетинга.

Плата за услуги не должна включать доход - во избежание формирования налогооблагаемой базы. Сельскохозяйственное товарищество не должно приобретать в собственность (покупать) продукцию своих членов. Оптимальный выход - заключение договоров на оказание услуг: реализацию, переработку, транспортировку и иные расходы.

Не отработаны механизмы эффективного и правильного применения законодательства в вопросах бухгалтерского учета и отчетности, расчетно-кассового оформления. В результате у сельскохозяйственных товариществ возникают проблемы с налогообложением.

Необходимо совершенствование законодательства, регулирующего организационно-правовые формы кооперирования сельхозтоваропроизводителей в целях удовлетворения их потребностей в материально-техническом снабжении, переработке и сбыте продукции, информационном и маркетинговом направлениях. Кроме того, необходимо принять ряд подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность сельскохозяйственных товариществ.

- Некоторые эксперты предлагают решить данные многочисленные вопросы посредством разработки и принятия единого закона «О кооперации». Правы ли они?

- Возможно. Ведь сегодня проблемы АПК страны нуждаются в обсуждении на самых разных уровнях - в том числе с участием ученых, депутатов, неправительственных организаций, международных экспертов, представителей органов госуправления. Главное, чтобы в итоге были выработаны эффективные и реальные предложения с учетом и положительного, и отрицательного опыта.

Несомненно, важно усиление государственного регулирования, особенно в части финансово-кредитной поддержки, а также подготовки кадров. Думаю, в Казахстане нужно принять специальную программу развития фермерских кооперативов. В различных регионах республики должны создаваться пилотные проекты, на базе которых можно отработать механизм работы кооперативов. А в дальнейшем готовить консультантов и обучать фермеров, желающих объединиться в кооперативы.

Чтобы поднять роль и значение сельскохозяйственных кооперативов в социально-экономическом развитии села и страны в целом, нужен комплексный, системный подход к механизму формирования соответствующей правовой базы.

Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры