Во всём мире сокращают цепочку посредников между сельхозпроизводителем и покупателем. В России - наоборот
Если это продолжится, фермерство погибнет, считает Николай Случевский, руководитель Столыпинского центра регионального развития и по совместительству правнук премьера Петра Столыпина.
- Наш центр разрабатывает программу возрождения русского села, ведь за последние годы с карты России исчезло 13 тыс. деревень. Согласно данным Росстата, в России около 300 тыс. фермерских хозяйств, непотопляемых несмотря ни на что.
А, например, в США таких хозяйств более 2 млн. Одна из главных причин, почему в России нет роста числа фермеров, - посредники, контролирующие их доступ на рынок. Эта ситуация родом из 90-х гг., когда преступные группировки попросту захватывали фуры с сельхозпродукцией. Затем эти же люди стали богатыми и влиятельными, сегодня они создают монополии, устанавливая цены для фермеров.
Но есть в России и положительные примеры - система социальной потребкооперации, когда люди объединяются в организацию не ради извлечения прибыли, а ради улучшения качества жизни каждого из пайщиков. Создаётся альянс производителя, переработчика и потребителя, связь села и города.
Осенью прошлого года в Петербурге члены одного из потребкооперативов получали капусту за 2 руб. 60 коп./кг, свёклу - 3 руб. 20 коп./кг, картофель - 5 руб. 30 коп./кг. Это были петербуржцы, вступившие в социальный потребкооператив, заплатив взнос 100 руб. И они покупали овощи у конкретных сельхозпроизводителей, отвечающих за качество продукта.
Принципы потребкооперации пользуются популярностью во всём мире. В Италии почти все гипермаркеты - потребко-оперативы, пайщиками которых являются 7 млн человек. Там вменяемые цены и свежие фермерские продукты. В отличие от крупных агропромышленных холдингов, которые ставят своей целью высокие прибыли, потребкооперация не ищет большой маржи, её главная цель - повысить комфорт и уровень жизни своих пайщиков, в том числе социальную инфраструктуру. Фермеру, который живёт в посёлке, важно, чтобы там были школа, магазин, садик. Кстати, кооперативные садики в последнее время в Швеции вытеснили государственные.
Пайщики кооперативов подходят к делу творчески, в той же Италии, в провинции Трентино, при сельхозкооперативах организуют СПА-процедуры, и члены кооператива принимают оздоровительные ванны из свежескошенного альпийского сена. Много говорят о бразильском чуде. Эта страна вошла в 20 крупных экономик мира благодаря потребкооперации - с 2001 по 2008 г. количество пайщиков в Бразилии возросло
с 3 до 40 млн человек!
Текущий год ООН объявил Международным годом кооперации. Однако в России депутаты Госдумы недавно приняли в 1-м чтении изменения в ГК (ст. 8, п. 8, пп. 2), которые переводят потребкооперацию из некоммерческого сектора в коммерческий, перечёркивая саму её идею, которая построена на принципах большой семьи. Можно сделать такое сравнение: муж пошёл в магазин за хлебом, придя домой, передал батон жене, при этом с жены нужно будет взять налог. Этот законопроект способен окончательно убить в России фермерство и потребкооперацию.
И ещё: Россия вступает в ВТО. А если организация признана коммерческой, то она подпадает под законы ВТО. Если же организация некоммерческая (как сейчас потребительские общества), то правила ВТО её не касаются. Кстати, в Европе этой «хитростью» пользуются давно - там до 92% социальных товаров и услуг обеспечиваются кооперативными организациями, таким образом они свой местный рынок из-под ВТО грамотно увели. Там только очень крупный бизнес играет по правилам ВТО. В России сейчас более 11 млн пайщиков различных кооперативов. Надеюсь, они сумеют донести свою точку зрения до депутатов, и новый закон не пройдёт. В противном случае даже у «непотопляемых» фермеров могут опуститься руки.