Сбыть или не сбыть
Кому, куда и по какой цене фермер из Ростовской области может продать выращенную им продукцию
Русская кухня, о возрождении которой сегодня модно говорить, начинается с экологически чистых продуктов, которые должны выращивать фермеры. Сегодня частным донским сельхозпроизводителям сбыть выращенную ими продукцию достаточно сложно. Главная причина — конкуренция.
калинич экопродукты ресторатор фермеры
С одной стороны, давят сетевые гиганты, работающие с импортными товарами, с другой — рыночные перекупщики, как правило диктующие свою цену. За интересы донских фермеров выступает известный ресторатор Вадим Калинич, предлагая свою идею для повышения востребованности натуральных фермерских продуктов.
По официальным данным Министерства сельского хозяйства Ростовской области, на сегодняшний день на Дону функционируют свыше 540 тысяч личных подсобных хозяйств, 12 тысяч крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей, на долю которых приходится 45% производства мяса, 82% — молока и 80% — овощей.
Основная доля потребления фермерской продукции приходится на крупные предприятия перерабатывающей промышленности: 42% — переработка мяса, 66% — молока и 53% — овощей. Значительная часть продукции закупается посредниками — индивидуальными предпринимателями в основном для мелкооптовой торговли и вывоза за пределы области: 45% мяса, 21% молока и 27,5% овощей. Незначительная доля остается в хозяйствах на собственное потребление (самостоятельная торговля на розничных рынках: 10% мяса, 9% молока и 17,5% овощей).
Как видно из статистических данных, значительная доля продукции приходится на индивидуальных заготовителей, то есть посредников. Однако сегодня сотрудничество фермера с перекупщиками, увы, не гарантирует стабильного сбыта продукции. Среди причин — стихийность и несистемность заготовок, монополия на установление цен со стороны ИП, нарушение ветеринарно-санитарных правил и норм.
Фермеры, объединяйтесь!
«В советские времена проблем со сбытом продукции не было, — рассказывает начальник отдела сельского хозяйства и охраны окружающей среды Ремонтненского района Ростовской области Анатолий Пустоветов. — В области было много крупных мясокомбинатов. Мы знали, куда и сколько тонн мяса доставлять. С развалом крупных мясопроизводителей нишу заполняют малые формы хозяйствования. Производятся частные закупки на уровне индивидуальных предпринимателей. Тысячи тонн шерсти наших овец ежегодно уходит в никуда и за бесценок, так как на территории области она вообще не принимается. У кого объемные поставки, тем не составляет труда 3-5 тонн вывезти за 100 километров и реализовать шерсть в Ставропольском крае. А если объем меньше, то такая схема становится невыгодной. Дороже обойдется транспорт, нежели выручка, которую получит фермер. Нужно создавать крупные предприятия на местах. Сейчас у нас проблема и со сдачей говядины, люди готовы реализовывать, но покупателей нет. Либо есть по той цене, которая не покрывает затрат на выращивание животного».
Уметь производить и уметь организовать эффективную систему сбыта своей продукции — две разные компетенции, которые редко сочетаются у одного фермера. Как быть? В Министерстве сельского хозяйства отмечают: сегодня у органов власти нет полномочий обеспечивать прямые закупки продукции у населения для последующей поставки в торговлю или перерабатывающим предприятиям. Эти функции должны взять на себя сельскохозяйственные кооперативы. При этом членами этих кооперативов должны быть сами производители — только в этом случае возможно избежать спекуляции и обмана.
Сегодня в Ростовской области функционируют 44 организации потребительской кооперации и около 55 сельских кооперативов: производственных и снабженческо-сбытовых. Ежегодно на их развитие выделяется 40 миллионов рублей из областного бюджета и 25 миллионов рублей из федерального. Также предусмотрено возмещение 50% затрат при приобретении основных средств и специализированного автотранспорта.
Хаб — дом для донпродукта
Но даже сельскохозяйственным кооперативам, которые обеспечивают фермерским продуктам условия хранения, тяжело сотрудничать с сетью крупных гипермаркетов, так как они работают с импортной продукцией на основе крупных контрактов. Овощи возятся из Израиля, Египта и Турции. Продукты местного производства в сетях практически отсутствуют. Осложняют попадание местного продукта в сеть еще и требования гигантов: транспортировка, калибровка товаров, упаковка и, как следствие, высокая цена.
«Посещая фермерские угодья, я пришел к выводу, что картофель мне готовы отдавать по 6-8 рублей с поля, а на рынке его стоимость варьируется от 20-22 рублей, — рассказывает известный ростовский ресторатор сети «Есть и пить» Вадим Калинич. — Глупо надеяться на то, что я как ресторатор или розничный продавец магазина буду закупать продукцию с поля. На объезд и поиск лучшего уйдет много времени и денег. Встает вопрос о наличии некоего продуктового оптового хаба в Ростовской области, который будет стоять между ритейлорами и производителями. Сами ритейлоры — малый и средний бизнес — не в состоянии закупать и организовывать хранение этой продукции».
По словам Вадима Калинича, на Западе такая практика действует уже давно. Хабы могут быть разделены по категориям продуктов: рыбный, овощной, мясной. Главное их преимущество, помимо приемлемых цен, — широкий ассортимент товаров, различные условия их хранения и привлекательный внешний вид. Например, та же самая картошка там представлена не в грязных мешках, а уже вымытая, а иногда и очищенная. Кроме того, отмечает ресторатор, это было бы отличным местом для фермеров, которые, не заботясь о проблемах сбыта в короткий срок, сдавали бы сюда свои продукты в любом количестве. Руководители такого хаба должны контролировать качество продукции, проверять ее на наличие ГМО. Еще одним преимуществом хаба является потенциальное расширение ассортимента. Фермер понимает: туда можно сдать не только петрушку, укроп и лук, но также и базилик или розмарин, потому что этот товар купят рестораны. Розничному покупателю пряные травы, по сути, не нужны, они редко используются в готовке. Таким образом, хаб становится и стимулятором разнообразия донских натуральных продуктов.
Лавка с историей
Сейчас Вадим Калинич покупает продукты для своих заведений у частных сельхозпроизводителей. География закупок обширна: верхняя пойма Дона, рыбные и овощные хозяйства в Семикаракорске, Ставрополье, Ленинградская область и многие другие регионы. «Безусловно, у нас в области есть зачатки хаба — крупные оптовые рынки, например рынок в Рабочем городке или «Алмаз». Но это, скорее, суррогат импортной и местной продукции. В сезон туда свозится огромное количество продуктов, которые выращиваются на полях: это только овощи и фрукты. Мяса и рыбы там нет», — говорит Вадим Калинич.
Интерес ресторатора к местным натуральным продуктам связан с проектом фермерской лавки Hunky Dory, открытие которой состоится в ближайшее время. Здесь будут представлены экопродукты, которые ресторатор будет отбирать лично со своей командой. Конечно, как признается Вадим, одна фермерская лавка не сможет сформировать рынок экопродуктов, однако Hunky Dory создаст предпосылки для его существования на Дону. «Мы собираем информацию о производителях, потому что считаем: если вы покупаете продукцию, то должны быть знакомы с ее характеристиками и свойствами. Продукты будут сопровождаться буклетами с описаниями и историей», — говорит ресторатор.
Качество натуральных продуктов Вадим склонен прежде всего связывать с кормами и удобрениями. Ресторатор уверен: в домашних условиях, скорее всего, нет надобности выращивать ненатуральную птицу. Фермер, у которого 20-30 кур, вряд ли будет тратить время и деньги на то, чтобы обкалывать птицу стероидом. Ему достаточно подождать 25-30 дней — и бройлер готов.
Сегодня в нашей стране нет четких стандартов того, что представляет собой натуральный или экопродукт. По словам Вадима, хаб мог бы заняться их разработкой. Как сообщили «МК на Дону» источники из Министерства сельского хозяйства Ростовской области, на территории донского края уже имеются похожие масштабные проекты, например рынок «Мельница»: «Мы делаем акцент на создание системы двухступенчатой сети оптово-логистических центров по всей области: непосредственно в местах производства заготовка продукции должна быть организована кооперативами, а затем эти кооперативы поставляют эту продукцию в так называемый хаб». Уже сегодня такие оптово-логистические центры созданы в Багаевском районе на базе сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «ДонАгроРесурс»; в Белокалитвинском районе — на базе сельскохозяйственного потребительского снабженческо-сбытового кооператива «Левада»; в Сальском районе — на производственной базе консервного цеха ООО «Прод-Ресурс». Тем не менее, по словам руководителя одного из кооперативов Владислава Садовникова, этих объемов недостаточно для того, чтобы обеспечить стабильный сбыт продукции фермеров со всей области.
материал: Яна Фомина