Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило; но «объединяй и направляй» — еще лучше.

Иоганн Вольфганг Гете

Разработан законопроект о производстве органической сельхозпродукции

17 Ноября 2012
Проект Федерального закона « О производстве органической сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации»


Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между сельскохозяйственными товаропроизводителями, иными гражданами, юридическими лицами, органами государственной власти в сфере производства органической сельскохозяйственной продукции.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

производство органической продукции – совокупность видов экономической деятельности, признаваемых сельскохозяйственным производством в соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», все виды которого (выращивание, производство, переработка сельскохозяйственного сырья и продовольствия) отвечают требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

органическая сельскохозяйственная продукция – продукция, соответствующая перечню сельскохозяйственной продукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители, утверждаемому Правительством Российской Федерации, и отвечающая требованиям качества, подтвержденным в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации о производстве органической сельскохозяйственной продукции и международные договоры

Законодательство Российской Федерации о производстве органической сельскохозяйственной продукции включает в себя настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, законы субъектов Российской федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления о производстве органической сельскохозяйственной продукции.

Законодательство об охране окружающей среды, использовании и охране земель, лесов, вод, иных природных ресурсов, применяется к отношениям в области производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции, если настоящим Федеральным законом не предусмотрено иное.

Если международным договором Российской Федерации, ратифицированным в установленном порядке, установлены иные требования к органической сельскохозяйственной продукции, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 4. Органическая сельскохозяйственная продукция

1. Органической в Российской Федерации признается сельскохозяйственная продукция, соответствующая требованиям, установленным одним из следующих документов:

1) национального стандарта органической сельскохозяйственной продукции (предварительного национального стандарта органической сельскохозяйственной продукции),

2) международного стандарта органической сельскохозяйственной продукции или стандарта органической сельскохозяйственной продукции иностранного государства, зарегистрированного в Федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов,

3) зарубежной либо российской системы сертификации органической продукции.

2. Сертификация органической продукции осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о техническом регулировании.

3. Подтверждение соответствия сельскохозяйственной продукции указанным документам осуществляется в добровольном порядке на условиях договора между сельскохозяйственными товаропроизводителями и органами сертификации в соответствии с законодательством о техническом регулировании.

Статья 5. Государственная поддержка и регулирование производства органической сельскохозяйственной продукции

1. Государственная поддержка производства органической сельскохозяйственной продукции может осуществляться формами и методами, предусмотренными законодательством Российской Федерации для осуществления государственной поддержки сельскохозяйственного производства с учетом настоящего Федерального закона.

2. Государственная поддержка производства органической продукции осуществляется в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, имеющих сертификат соответствия, выданный органом сертификации, включенным в перечень органов сертификации, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

3. Государственная поддержка производства органической сельскохозяйственной продукции может осуществляться по следующим основным направлениям:

1) организационная поддержка создания в Российской Федерации систем сертификации органической продукции;

2) разработка и реализация федеральных, региональных, местных и отраслевых целевых программ, предусматривающих комплекс мероприятий по организации и развитию производства органической сельскохозяйственной продукции;

3) обеспечение доступности целевых кредитов, направленных на развитие производства органической продукции;

4) информационное и методическое обеспечение лиц, осуществляющих органическое сельскохозяйственное производство или планирующих его организацию;

5) осуществление государственной поддержки страхования рисков, возникающих при производстве органической сельскохозяйственной продукции;

6) поддержка потребительской сельскохозяйственной кооперации, малого и среднего предпринимательства, предоставляющих услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям, производящим органическую сельскохозяйственную продукцию;

7) поддержка научно-исследовательской деятельности, направленной на организацию и развитие производства органической сельскохозяйственной продукции;

8) иные направления, предусмотренные федеральными законами.

4. Производство органической сельскохозяйственной продукции осуществляется с соблюдением требований и нормативов в области охраны окружающей среды. В целях оценки качества окружающей среды и ее компонентов для обеспечения производства органической сельскохозяйственной продукции в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды" Правительством Российской Федерации устанавливаются дополнительные нормативы в области охраны окружающей среды.

Статья 6. Участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в развитии органического сельскохозяйственного производства

1. Союзы (ассоциации) сельскохозяйственных товаропроизводителей могут принимать участие в организации и развитии производства органической сельскохозяйственной продукции. Формами такого участия могут быть:

1) участие в разработке проектов нормативных правовых актов, целевых программ, методических рекомендаций в области развития органического сельскохозяйственного производства;

2) участие в реализации целевых и иных программ по развитию органического сельскохозяйственного производства;

3) участие в обобщении и распространении передовых технологий органического сельскохозяйственного производства и опыта их применения сельскохозяйственными товаропроизводителями;

4) участие в деятельности общественных советов по вопросам аккредитации организаций, имеющих право осуществлять добровольную сертификацию органической сельскохозяйственной продукции;

4) участие в разработке и обсуждении национальных стандартов органической сельскохозяйственной продукции и предварительных национальных стандартов органической сельскохозяйственной продукции;

5) представление рекомендаций к перечню систем (органов) сертификации органической сельскохозяйственной продукции, формируемому в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона

6) содействие сбыту органической сельскохозяйственной продукции;

7) иные формы участия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Информационное и методическое обеспечение производства органической сельскохозяйственной продукции

1. Организацию информационного и методического обеспечения производства органической сельскохозяйственной продукции осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

2. Информационное обеспечение производства органической сельскохозяйственной продукции является частью системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства. К информации, подлежащей обязательному размещению и обновлению не реже чем один раз в квартал на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, в сети "Интернет" и на официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет", относится информация:

1) о мероприятиях государственной поддержки органического сельскохозяйственного производства;

2) об органах сертификации органической сельскохозяйственной продукции, включенных в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса.

3. На официальных сайтах уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети "Интернет", официальных сайтах органов местного самоуправления, официальных сайтах союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в сети "Интернет", кроме информации, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, может размещаться следующая информация:

1) о потребительских сельскохозяйственных кооперативах, осуществляющих поставку продукции и услуг в целях производства органической сельскохозяйственной продукции;

2) о хозяйствующих субъектах, осуществляющих специализированную торговлю органической сельскохозяйственной продукцией и органической пищевой продукцией;

3) об условиях маркировки и упаковки органически чистой сельскохозяйственной продукции, иных условиях обозначения органической сельскохозяйственной продукции, поступающей в розничную продажу;

4) о земельных участках, пригодных для организации производства органической сельскохозяйственной продукции;

5) иная информация, обеспечивающая производство, поставку и продажу органической сельскохозяйственной продукции.

4. Методическое обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей, осуществляющих органическое сельскохозяйственное производство, включает:

1) организацию обучения граждан, в том числе сельскохозяйственных товаропроизводителей, методам и способам осуществления органического сельскохозяйственного производства;

2) организацию безвозмездного обследования условий хозяйствования и состояния земельных и иных природных ресурсов сельскохозяйственных товаропроизводителей с целью установления возможностей и условий перехода на производство органической сельскохозяйственной продукции;

3) осуществление безвозмездных консультационных услуг по вопросам сертификации органической сельскохозяйственной продукции.

Статья 8.

Внести в Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» следующие изменения:

1. Пункт 2 статьи 5 дополнить подпунктом 7 следующего содержания:

«7) обеспечение развития производства органической сельскохозяйственной продукции.».

2. Изложить статью 13 в следующей редакции:

«Статья 13. Государственная поддержка мероприятий по повышению плодородия земель, охране сельскохозяйственных земель и осуществлению органического сельскохозяйственного производства.

В целях реализации государственной политики, направленной на обеспечение экологического равновесия, охрану сельскохозяйственных земель, повышение их плодородия, осуществление органического сельскохозяйственного производства, сельскохозяйственные товаропроизводители получают государственную поддержку на проведение определенных государственной программой мероприятий, в том числе:

по стимулированию применения удобрений за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации;

стимулированию производства органической сельскохозяйственной продукции.

Условия и порядок государственной поддержки производства органической сельскохозяйственной продукции устанавливаются настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «О государственной поддержке производства органической (экологически чистой) сельскохозяйственной продукции и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации».

3. В подпункте 10) пункта 4 статьи 17 после слов «об иной установленной» дополнить словами «федеральными законами».

Статья 9.

Внести следующие изменения в Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»:

1) В статье 1:

а) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

«органические пищевые продукты - пищевые продукты, изготовленные из органического продовольственного сырья;»;

б) после абзаца пятого дополнить абзацем следующего содержания:

«органическое продовольственное сырье - сельскохозяйственная продукция, признаваемая органической в порядке, установленном федеральным законом, и используемая для производства органических пищевых продуктов;»;

в) после абзаца девятого дополнить абзацем следующего содержания:

«качество органических пищевых продуктов - совокупность дополнительных к качеству пищевых продуктов характеристик, возникающих в связи с их производством из органической сельскохозяйственной продукции;»;

2) Статью 15 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. Органические пищевые продукты должны быть произведены из органической сельскохозяйственной продукции, без применения технологий, уничтожающих свойства такой продукции как органической.»;

3) В статье 17 пункт третий дополнить абзацем следующего содержания:

«Для изготовления органических пищевых продуктов, допускается использование только такого продовольственного сырья, на которое имеется сертификат соответствия требованиям производства органической сельскохозяйственной продукции, предоставленный организации-производителю в порядке, предусмотренном законодательством о техническом регулировании и о производстве органической сельскохозяйственной продукции».

4) Статью 18 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

«4. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах упакованных органических пищевых продуктов кроме информации, указанной в пункте 3 настоящей статьи, должна быть указана информация о том, что данные продукты являются органическими и произведены из органической сельскохозяйственной продукции, согласно сертификату соответствия требованиям производства органической сельскохозяйственной продукции. На этикетках или ярлыках либо листках-вкладышах слова «био», «органик» могут использоваться только в отношении органической пищевой продукции.».

Статья 10.

Второе предложение пункта третьего статьи 31 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» изложить в следующей редакции:

«Особенности применения критериев аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) и требований к ним по отдельным видам продукции и услуг устанавливаются федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации, на основании международных стандартов».

Статья 11.

Внести в Земельный кодекс Российской Федерации следующие изменения:

1) В статье 13:

в пункте 5, после слов «окружающей среды» дополнить словами «, производства органической, в том числе сельскохозяйственной, продукции»;

в пункте 8, после слов «от негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности», дополнить словами: «, производстве органической, в том числе сельскохозяйственной, продукции».

3) пункт 4 статьи 79 после слов «образовательных учреждений высшего профессионального образования», дополнить словами «, предназначенных для производства органической сельскохозяйственной продукции».

Статья 12.

Статью 12 Федерального закона от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве» после слов «средства производства в сельском хозяйстве» дополнить словами «, в том числе производства органической сельскохозяйственной продукции».

Статья 13.

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2011 г. № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» следующие изменения:

1) Статью 7 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. При производстве органической сельскохозяйственной продукции объектом страхования, помимо указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, является имущественный интерес, связанный с риском утраты сельскохозяйственной продукцией качества органической продукции. Качество органической продукции определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

2) Статью 8 дополнить пунктом 3 следующего содержания:

«3. Оказание государственной поддержки в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется при страховании рисков утраты сельскохозяйственной продукцией качества органической сельскохозяйственной продукции в результате воздействия следующих событий:

1) воздействие несовместимых с производством органической сельскохозяйственной продукции природных и антропогенных явлений (засоления, загрязнения почвы, воды, атмосферного воздуха радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, воздействие ионизирующей радиации),

2) проникновение и (или) распространение вредных организмов, либо генно-инженерно-модифицированных организмов,

3) заразные болезни животных, включенные в перечень, утвержденный уполномоченным органом, отравления.».

Статья 14.

Пункт 2 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» дополнить подпунктом 4 следующего содержания:

«4) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговлю органической пищевой и органической сельскохозяйственной продукцией».

Статья 15.

В абзаце третьем пункта 2 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», после слов «пищевой ценности,» дополнить словами «об отнесении продукции к органической продукции в соответствии с требованиями законодательства, ».

  
Статья 16. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения настоящего Федерального закона, касающиеся оказания государственной поддержки органического сельскохозяйственного производства, применяются с 1 января 2015 года.

  
Приём заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы осуществляется с 16.11.2012 по 16.12.2012.

Адрес электронной почты для направления экспертных заключений — [email protected].



Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры