Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Если ты можешь это представить – ты можешь этого добиться.

Олег Королев: Кооперативы должны стимулировать экономику

7 Мая 2014
Олег Королев: Кооперативы должны стимулировать экономику Накануне Первомая глава администрации Липецкой области Олег Королев в интервью ИТАР-ТАСС высказал свою точку зрения о роли коллективных форм собственности в экономике. «Липецкая газета» решила познакомить читателей с основными положениями состоявшейся беседы.

— Олег Петрович, в последнее время едва ли не главной темой ваших выступлений стал вопрос о необходимости использования в управлении производством новых форм, которые, по вашему мнению, призваны восстановить социальную справедливость в обществе. Об этом вы говорили, в частности, на последнем ежегодном Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» в Центральном экономико-математическом институте РАН. На чем основывается эта ваша уверенность, существуют ли в регионе, который вы возглавляете, для этого предпосылки?

— Абсолютно в этом уверен, причем подобные предпосылки явно выражены не только в Липецкой области, но и в России в целом.

Смотрите, что получается: в результате интенсификации производства за последние десять лет из крупного аграрного бизнеса в регионе высвободилось около 40 процентов трудоспособного населения. Это привело к тому, что в сельских районах области в экономике не занято более 8 процентов трудоспособного населения, а в отдельных районах эта цифра едва ли не вдвое больше. Подобная экономическая ситуация вывела на особое место личные подсобные хозяйства, доходы от деятельности которых для многих являются одним из основных источников семейного бюджета.

Что получилось в итоге? В настоящее время личные подсобные хозяйства вносят существенный вклад в развитие сельскохозяйственного производства. Их доля в валовом производстве сельхозпродукции составляет почти четверть всего объема, а это 16,1 миллиарда рублей. Но при этом из 202 тысяч личных подсобных хозяйств только 16 процентов заняты товарным производством, а это значит, что доля хозяйств, вовлеченных в экономическую деятельность, остается невысокой. Поэтому вовлечение личных подсобных хозяйств в экономический оборот через развитие кооперации, обеспечение занятости и повышение доходов сельских жителей становится главным направлением деятельности областной и муниципальной власти. И такими формами могут стать кооперативы и закрытые акционерные общества работников — народные предприятия.

— Народные предприятия и кооперативы широко распространены в странах Западной Европы, США. Насколько важен этот опыт?

— Действительно, кооперативы 100 стран насчитывают в своем составе более 800 миллионов членов, 300 наиболее крупных мировых кооперативов располагают оборотом в 2 триллиона долларов США.

Используя опыт стран Западной Европы, мы пришли к выводу, что кооперация более развита там, где активное участие принимает государство, муниципальные органы власти через глав сельских поселений, общественные объединения и инициативное сельское население, фермеры.

— И как это может быть применимо в наших условиях, в частности в Липецкой области?

— В настоящее время в регионе созданы практически все институты поддержки кооперации регионального уровня. Прежде всего у нас трехуровневая система управления кооперацией: «область — район — поселение». В каждом районе организованы координационные центры, в сельских поселениях определены ответственные координаторы — это в основном главы поселений. Причем каждое направление находится под непосредственным патронатом исполнительных органов государственной власти. Сельскохозяйственную кооперацию курирует управление сельского хозяйства области, кредитную — управление по развитию малого и среднего бизнеса, кооперативные рынки и логистические центры — управление потребительского рынка и ценовой политики, аккумулирует деятельность всей системы кооперации — управление экономики обладминистрации. У каждого из них свои функции, но одна главная задача — помочь ко­оперативам с первых шагов их создания.

— Это организационные вопросы, а как обстоят дела с финансовой поддержкой?

— Фонд поддержки кооперативов выдает, причем на весьма льготных условиях, среднесрочные займы до 3 миллионов рублей сроком до 3-х лет. Согласитесь, что ставка в 5 процентов весьма привлекательна! В 2013 году предоставлено 22 таких займа на сумму 9,4 миллиона рублей. А всего в 2013 году на поддержку кооперации было направлено 182,5 миллиона рублей — на треть больше, чем за последние три года.


Одновременно центр развития кооперативов организует обучение их кадрового состава, осуществляет помощь по юридическим, финансовым вопросам, предлагает типовые образцы необходимых первичных документов. Ревизионный союз «Липецкий», который работает в регионе более трех лет, проводит ревизию и защиту имущественных интересов кооперативов.

Одна из главных забот — сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы. Они дают возможность личным подсобным хозяйствам получить доступный заем в минимально короткие сроки для реализации своей предпринимательской инициативы. Кредитные кооперативы есть практически в каждом сельском поселении, они объединяют более 7 тысяч жителей, причем за последние два года их количество увеличилось вдвое.

В итоге более трех тысяч личных подсобных хозяйств воспользовались услугами кредитных кооперативов. Количество договоров займа за год увеличилось в 4 раза — до 3 тысяч, а объем выданных займов — в 11 раз — до 28 миллионов рублей!

Новацией в развитии кредитной кооперации станет участие Фонда поддержки кооперации, созданного в области, в деятельности наиболее крупных кредитных кооперативов в качестве ассоциированного члена. Это позволит увеличить их капитализацию, откроет для них доступ к льготным займам на пополнение фондов финансовой взаимопомощи и, самое главное, станет первым шагом к созданию на территории области кооперативного банка. И Липецкая область готова стать пилотным регионом для апробации такого проекта.

— И каковы результаты внимания властей к развитию кооперации, народных предприятий?

— Это прежде всего рост количества кооперативов в 1,5 раза. На начало 2014 года в регионе зарегистрировано 533 сельскохозяйственных потребительских кооператива, в том числе 222 снабженческо-сбытовых, 45 перерабатывающих, 266 кредитных. По количеству кооперативов область лидирует в ЦФО и занимает третье место в России. При этом количество пайщиков кооперативов за 2 года увеличилось в 5 раз, достигнув 8,3 тысячи членов.

— Все ли так гладко в развитии кооперации, как оценивает ее деятельность главный экзаменатор — покупатель?

Здесь есть проблемы, главная из них — разрозненность снабженческо-сбытовых и перерабатывающих кооперативов, что не позволяет повысить их эффективность. К сожалению, пока сбыт кооперативной продукции осуществляется хаотично. Через кооперативы реализуется не более 1 процента излишков картофеля и 4 процента овощей. Небольшие объемы производства не интересны ни крупным торговым сетям, ни переработчикам. Поэтому одним из решений этой проблемы должно стать развитие собственной торговой сети.

В настоящее время такая работа ведется по четырем основным направлениям. Это — строительство сельскохозяйственных кооперативных рынков и оптово-распределительных центров сразу в четырех районах области. Будут открыты кооперативные магазины и павильоны также в четырех крупных районах. Помимо постоянных торговых точек идет работа по организации сельскохозяйственных ярмарок «Торговые ряды». Для этого уже обустроено 16 площадок как в самом Липецке, так и в районных центрах.

Предстоит отладить и взаимодействие с крупными логистическими центрами, что обеспечит вход кооперативной продукции в сетевые компании.

— А что, на ваш взгляд, предстоит сделать, чтобы и иная форма собственности — народные предприятия — получили широкое развитие?

— К сожалению, пока практика создания народных предприятий не получила широкого распространения. Причиной тому — несовершенство законодательной базы. Федеральный закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)» допускает единственный способ их создания — путем преобразования коммерческой организации. Кроме того, к сдерживающим факторам относится недостаток информации об особенностях народного предприятия, навыков управления ими. Люди не понимают, как эти механизмы работают и какие преимущества у них появляются, если они работают в народном предприятии.

В Липецкой области в 2012 году была утверждена программа «Развитие народных предприятий на 2012—2014 годы». Она предусматривает предоставление субсидии из областного бюджета на этапе их преобразования, на организационные расходы, приобретение основных средств, в размере 30 процентов фактических затрат. В 2013 году меры поддержки были распространены на закрытые акционерные общества с численностью работающих от 20 до 50 человек, соответствующие критериям народных предприятий, когда их коллективам должно принадлежать 75 процентов акций. С 2014 года меры господдержки расширены.

Многие скептически относились к идее поддержки процесса их создания, сомневались в том, что Программа заработает. Но результат очевиден. За 1,5 года в области уже официально зарегистрированы 7 народных предприятий и одно закрытое акционерное общество, соответствующее его критериям. Опыт их работы еще невелик, но главный результат налицо — работники почувствовали себя не только хозяевами, но и ответственными за принятие решений.

Однако чтобы коллективные формы хозяйствования стали мощным стимулом развития экономики, требуется совершенствование механизмов государственного регулирования и усиление мер поддержки на всех уровнях власти. Остро необходима федеральная государственная программа развития коллективных форм хозяйствования — народных предприятий и кооперативов.

Опрос: Субсидиарная ответственность


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры