Интернет-центр поддержки малого бизнеса и кооперативов "Сельскохозяйственная кооперация"

Хотя мир в целом двигается вперед, молодежи приходится всякий раз начинать сначала.

Иоганн Вольфганг Гете

О концепции развития кооперации на селе

17 Мая 2013
О концепции развития кооперации на селе

Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов обнажил главные проблемы малого бизнеса в сельском хозяйстве. К ним относится, как считает ведущий научный сотрудник лаборатории Аграрной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Рената ЯНБЫХ, ограниченный доступ на рынки ресурсов и кредита и отсутствие системного подхода к развитию сельскохозяйственной кооперации со стороны государства

Практически незамеченным широкой общественностью прошло очень важное для страны мероприятие – Съезд сельских кооперативов России, состоявшийся 21 марта 2013 года. Съезд готовился почти год, ожидалось, что его почтут своим присутствием первые лица государства. Специально к этому событию была подготовлена новая «Концепция развития кооперативов на селе до 2020 года» (далее – Концепция), в работе над которой приняли участие ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, все региональные департаменты сельского хозяйства, Центросоюз России, широкие слои кооперативного сообщества. Однако ожидаемого резонанса не произошло, да и не могло произойти. Почему?

Законодательство и перспективы развития кооперации

Начнём с того, что в современном законодательстве не нашлось места для кооперативной формы собственности, существовавшей даже в советском законодательстве. В связи с этим большинство граждан России воспринимает кооперацию как одну из форм частной собственности и не понимает её сути. Негативному восприятию кооперации способствует противоречивая слава первых кооперативов, организованных в начале перестройки после принятия Закона о кооперации 1988 года. А ведь кооперативная часть экономики играет весьма заметную роль в экономике развитых стран, особенно в Скандинавии, где в сельскохозяйственные кооперативы разного профиля объединено до 80% фермеров. Глубокие кооперативные традиции имеет и сама Россия – к 1917 г. в 50 тыс. кооперативов насчитывалось 14 млн членов.

Среди главных причин недоразвитости современной системы сельскохозяйственной кооперации – почти полное отсутствие государственного видения перспектив её развития. В подготовленной к съезду Концепции основная цель развития сельской кооперации прописана как «определение основных направлений организации и развития кооперативных формирований в сельской местности, позволяющих повысить эффективность агропромышленного производства и доходность сельскохозяйственного труда, обеспечить устойчивое развитие сельских территорий». Гладкая формулировка не содержит в себе ничего специфически кооперативного – её можно адресовать любому мероприятию аграрной политики.

Некоторую путаницу вносит и объединение в Концепции в единую систему двух разных видов кооперации – системы потребительских обществ Центросоюза и сельскохозяйственной кооперации (см. рис. 1).

Система сельской кооперации России (по версии Концепции)

Рисунок 1. Система сельской кооперации России (по версии Концепции)

Современная система сельскохозяйственной кооперации, регулируемая законом «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 08.12.1995 года, включает в себя:

  1. Все виды сельскохозяйственных кооперативов первого и последующих уровней (производственные и потребительские).
  2. Специализированные ассоциации (союзы) сельскохозяйственных кооперативов.
  3. Ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов, куда обязаны входить все сельскохозяйственные кооперативы и их специализированные союзы.
  4. Саморегулируемые организации ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.

Производственные кооперативы – бывшие колхозы – объединяет с потребительскими (классическая форма кооперации) только наличие в названии слова «сельскохозяйственный». Это рудименты плановой экономики, мало отличающиеся от других организационно-правовых форм хозяйствования (акционерных обществ, товариществ на вере и т.п.). Кооперативного от них осталось мало – управляются они чаще всего единолично директором, никакого личного участия членов не наблюдается, пай определён условно и т.п. На 1 января 2013 г. в России было зарегистрировано 12190 сельскохозяйственных производственных кооперативов.

Гражданский Кодекс Российской Федерации не проводит чёткого различия между производственными кооперативами и коммерческими организациями и относит кооперативы к коммерческим организациям наряду с хозяйственными обществами и товариществами. По мнению профессора Григория Быстрова, выступившего на съезде, ГК РФ не только ограничивает этими двумя видами кооперативов (производственный и потребительский) возможность выбора сельскохозяйственных кооперативов, но и относит к производственным и потребительским кооперативам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности.

Эта форма кооперации не может регулироваться на основании того же свода правил, что и потребительские (обслуживающие) кооперативы, появившиеся после долгого перерыва в середине 90-х годов. Обслуживающие кооперативы Чаянов называл «продолжением крестьянского хозяйства» (см. подробнее: А.В. Чаянов. Основные идеи и формы организации крестьянской кооперации. – М.: Наука, 1991). Фермеры всего мира и кооперировались-то потому, что это позволяло им выходить на уровень масштаба, равный хозяйствам капиталистического типа, и представлять хоть какой-то интерес для оптовиков и крупных торговых сетей.

Что имеем

Сельскохозяйственные потребительские кооперативы делятся на кредитные и некредитные: снабженческо-сбытовые, перерабатывающие, строительные, заготовительные и другие обслуживающие кооперативы. На 1 января 2013 г. в России было зарегистрировано 7349 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, из них 1875 – кредитные.

В Минсельхозе России разрабатывается ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации, в которой предполагается учесть рекомендации Всероссийского съезда сельских кооперативов

Потребительская кооперация системы Центросоюза Российской Федерации, действующая в рамках закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации» (N3095-1 ФЗ от 19.06.1992) осуществляет свою деятельность преимущественно в сельской местности и имеет следующее построение: потребительские общества, региональные союзы, Центросоюз РФ. В систему Центросоюза также входят организации, учредителями которых являются потребительские общества, региональные союзы и Центросоюз РФ.

Более 3 тыс. отделений райпотребкооперации обслуживают 89 тыс. сельских населенных пунктов, в том числе 54 тыс. поселений с численностью жителей менее 100 человек. Совокупный доход организаций, входящих в систему Центросоюза РФ в 2012 г., по данным, приведенным в Концепции, составил 246 млрд рублей. На периферии потребительские общества продолжают играть очень важную роль, однако необходимо понимать, что это скорее не кооперативы, а работающие в сельской местности специфические торговые организации, выполняющие в том числе социальные функции обеспечения товарами первой необходимости жителей отдалённых сёл и зачастую финансируемые из средств региональных бюджетов. По этой причине с 2008 г. организации потребкооперации имеют право на возмещение процентной ставки из бюджета по кредитам и займам, взятым на закупку и заготовку сельскохозяйственной продукции, ягод, грибов, лекарственных трав и т.п. у сельского населения, наряду с другими сельхозпроизводителями.

Рассматривалась возможность объединения двух ветвей сельской кооперации в одну путём перерегистрации потребительских обществ в сельскохозяйственные потребительские кооперативы, но дальше проектов дело не пошло. Во-первых, Центросоюз – богатая организация с традициями – не готова разделить все свои активы между новыми пайщиками. Непонятно и кто станет этими пайщиками: сельскохозяйственные кооперативы? Их региональные/районные объединения? Фермеры? Личные подворья? Готовы ли они управлять налаженной торгово-закупочной организацией? Разумеется, есть разумное сопротивление и со стороны самого Центросоюза, который устойчиво развивается и без объединения с системой сельскохозяйственной кооперации.

Проблемы, требующие решения

Ни Концепция, ни действующее законодательство о кооперативах, как было показано, не содержат единой и взаимосвязанной концепции развития кооперации как третьего сектора экономики на основе общих критериев развития и общего понятия кооперативных принципов и ценностей, не способствуют объединению кооперативного движения, что противоречит основополагающему принципу кооперации – принципу сотрудничества между кооперативами. В результате кооперативные организации мало связаны между собой и в практической деятельности.

К наиболее значимым проблемам кооперации относятся неурегулированность вопросов членства, отсутствие чётких нормативов деятельности кредитных кооперативов, вызванное фактическим отсутствием надзорного органа (Минсельхоз им является чисто формально), слабая материально-техническая база, вопросы построения многоуровневой системы кооперации, взаимодействие межрегиональных кооперативов второго и третьего уровня, развитие апексной системы сельскохозяйственной кредитной кооперации, отсутствие системы обязательного резервирования и страхования вкладов и другие.

Попытка преодоления создавшейся ситуации была сделана при подготовке проекта Государственной программы по развитию сельского хозяйства, регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 гг. В её первоначальном варианте было запланировано 3 мероприятия:

  • Предоставление субсидий на пополнение фондов финансовой взаимопомощи сельскохозяйственным кредитным кооперативам.
  • Предоставление грантов на укрепление материально-финансовой базы перерабатывающих и снабженческо-сбытовых кооперативов.
  • Возмещение потребительским кооперативам – членам ревизионных союзов – затрат на уплату членских взносов.

Кроме того, предполагалось включение сельскохозяйственных кредитных кооперативов в состав получателей субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам и займам. Однако на последней стадии обсуждения эти предложения не прошли.

Во время реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» (2006–2007 гг.) паевые фонды кредитных кооперативов пополнялись за счёт уполномоченного государством органа – Россельхозбанка – как ассоциированного члена. В паевой фонд 79 кооперативов было внесено, согласно данным Национальных докладов по развитию сельского хозяйства за 2008–2012 гг., в общей сложности 740 млн рублей. Не лишённый недостатков такой подход сыграл свою положительную роль для капитализации системы.

Однако в настоящее время политика изменилась из-за коммерциализации банка, и эти средства у кооперативов изымаются. А ведь участие государства в формировании неделимого пая, передающегося в случае ликвидации другим кооперативам системы, – весьма неплохая идея, показавшая свою плодотворность, в частности, при создании кооперативной системы фермерского кредита (Farm Credit System) в США.

Представляется целесообразным переориентировать бюджетную помощь, которая сегодня предоставляется фермерам, на помощь кооперативам, которая по правилам ВТО классифицируется как мера зеленой корзины

В настоящий момент в Минсельхозе России разрабатывается ведомственная целевая программа по развитию сельскохозяйственной кооперации, в которой перечисленные мероприятия учитываются в той или иной мере. Кроме того, рассматривается возможность поддержки региональных гарантийных фондов для сельскохозяйственных кооперативов, а также создание страхового фонда для страхования фермеров и личных подсобных хозяйств – членов сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов.

Со своей стороны кооперативы Центросоюза просят оказать им поддержку через возмещение организациям потребительской кооперации расходов на организацию торгового обслуживания населения труднодоступных и малонаселённых поселений.

Оказание поддержки сельскохозяйственным кооперативам представляется нам более разумным, чем ныне действующая программа предоставления грантов начинающим фермерам и семейным молочным фермам – ведь охват участников программы через кооперативы будет значительно шире. Справочно: на поддержку начинающих фермеров в 2012 г. из федерального бюджета было выделено 2 млрд руб., на развитие семейных животноводческих ферм – 1,5 млрд руб. Крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, могли также получить возмещение части затрат при оформлении в собственность используемых ими земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Этот вид государственной поддержки составил «каплю в море» – 44,4 млн руб., по данным Минсельхоза.

Предоставление бюджетной помощи кооперативам, а не фермерам, хорошо ещё и потому, что как несвязанная по продуктам, неценовая поддержка входит, при грамотной формулировке, в зелёную корзину ВТО, не оказывает искажающего воздействия на рынок и способствует развитию рыночной инфраструктуры.

В заключение хотелось бы процитировать участника первого Всероссийского съезда сельских кооперативов, состоявшегося в 1908 г., В.А. Перелешина, который писал, что «все затруднения [при обсуждении] сводятся или к вопросам кооперативного законодательства, или к вопросам кооперативной администрации, или к вопросам привлечения средств к кооперативному делу, то есть созданию кооперативного банка» (см. подробнее: Фигуровская К. Первый всероссийский кооперативный съезд (к столетию открытия), 2008).

Удивительно, что эти проблемы актуальны и через 100 лет. Современные сельскохозяйственные кооперативы также нуждаются в государственной поддержке в организационной, финансовой и нормативно-правовой сфере. Если её не будет – увы, с мечтой о «России кооперативной» придётся попрощаться навсегда.     

Рената Янбых

Статьи по теме
Операция «кооперация»: амурских фермеров бюджетным рублем подтолкнут к созданию кооперативов
Операция «кооперация»: амурских фермеров бюджетным рублем подтолкнут к созданию кооперативов
18 Сен 2017
Фермеры не доверяют кооперативам, считая их нахлебниками. Ведь на их содержание надо платить взносы, отчислять налоги. ...сельхозтоваропроизводители не спешат объединяться. Крупные фермерские хозяйства уже пробили себе дорогу на рынок, а те, что помельче, теряются: одни выступают «за», а другие, кто постарше, говорят: все это уже проходили.
Судебная практика по субсидиарной ответственности
Судебная практика по субсидиарной ответственности
14 Сен 2017
Продолжаем отслеживать судебную практику по субсидиарной ответственности членов кооператива.
Постановление Президиума Волгоградского областного суда от 17.05.2017 N 44Г-92/2017 Требование: О привлечении к субсидиарной ответственности учредителей сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и взыскании задолженности по договору займа.
Подробно о проблеме - в книге "Секреты успешного кооператива"
Ролик о кооперативах в Германии
Ролик о кооперативах в Германии
4 Авг 2017
Передачи Игоря Борисовича Абакумова всегда отличаются глубиной и системностью сюжета. Но этот видеоролик о кооперации заслуживает особого внимания. Это о том, что мы делаем, но к сожалению очень медленно и встречая какое-то непонимание. Надеемся, что у тех, кто посмотрит этот материал, понятнее станет представление о кооперации в России. https://www.youtube.com/watch?v=T4tN2LefaNU
Кооперативы во Франции
Кооперативы во Франции
2 Май 2017
В 1988 году Национальная организация сотрудничества , созданная в 1968 году как новая организация для французских кооперативов, сообщила в 1988 году, что во Франции насчитывается 25 008 кооперативов, в которых насчитывается 13 175 238 человек
КООПЕРАТИВ КАК ДВИГАТЕЛЬ АГРАРНОГО ПРОГРЕССА
КООПЕРАТИВ КАК ДВИГАТЕЛЬ АГРАРНОГО ПРОГРЕССА
30 Апр 2017
Канада – страна почти сплошного кооперирования в сфере экономики. Но почему развитие этой формы хозяйствования здесь происходит бурно, а в Украине очень вяло, почти никак? Ответ на этот очень трудный вопрос, видимо, следует искать не только в сфере современной аграрной политики, но и менталитете обеих наций.

Опрос: Субсидиарная ответственность

Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О концепции развития кооперации на селе
О концепции развития кооперации на селе
Первый Всероссийский съезд сельских кооперативов обнажил главные проблемы малого бизнеса в сельском хозяйстве. К ним относится, как считает ведущий научный сотрудник лаборатории Аграрной политики Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Рената ЯНБЫХ, ограниченный доступ на рынки ресурсов и кредита и отсутствие системного подхода к развитию сельскохозяйственной кооперации со стороны государства
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Кооперация поможет фермерам производить и реализовывать птицу
Кооперация поможет фермерам производить и реализовывать птицу
Фермеры юго-востока Татарстана планируют сообща разводить и реализовывать домашнюю птицу. В Муслюмовском районе РТ появится производство по забою и реализации гусей и индеек.
Партнеры
"Экономическая политика" Экспертный канал