В самом экологически чистом районе Подмосковья - Лотошинском - в рамках инвестиционного форума «Лотошино будущего» прошла Всероссийская интернет-конференция «Органическое сельское хозяйство – новая экономика российского села. Решения для России». В интернет-конференции приняло участие более 1000 человек из 18 регионов России. Соорганизаторами мероприятия выступили Администрация Лотошинского района Московской области, Союз органического земледелия, социальный портал «Я-Человек» и аграрный комитет МТПП. Информационные партнеры – информационное агентство «Инфокс» и главный фермерский портал «Фермер ру».
По данным социологических опросов, органические продукты готовы покупать 58% россиян. Это не еда для золотого миллиарда, как принято считать. Экологически чистую продукцию детям и людям, которым необходимо диетическое питание (а это десятки миллионов россиян) призван гарантировать федеральный закон о качестве и безопасности пищевой продукции. По факту же это не исполняется. Тем временем, заболевания россиян, связанные с нарушениями питания, по данным НИИ питания РАМН, составляют сегодня 30-50% от всех заболеваний, что намного больше, чем в развитых странах. Условия для производства органической сельскохозяйственной продукции в России до сих пор не созданы. Отсутствует нормативно-правовая база, уровень знания потребителей об органических продуктах очень низкий, отсутствует система образования и общедоступная информация об органическом земледелии для сельхозпроизводителей, спрос на экологические продукты намного превышает предложение, что перегревает цены.
Участники интернет-конференции обсудили актуальные вопросы – возможно ли в России производить органическую продукцию, насколько это рентабельно, какие условия необходимы для ее развития и что необходимо сделать, чтобы обеспечить россиян экологически чистыми продуктами.
Открыл конференцию Глава Лотошинского муниципального района Московской области Анатолий Лютенко: «Лотошинский район Московской области выбрал экологию приоритетом для развития. 9,5 тысяч га муниципальных земель Лотошинского района будут использованы под создание экотуристического кластера, в том числе под производство экологически чистой сельхозпродукции».
«Министерство инвестиций и инноваций Московской области очень серьезно относится к проектам по экологическому сельскому хозяйству и поддерживает любые инвестиционные инициативы. Экологическое земледелие - это вовлечение в оборот сельскохозяйственных земель, создание рабочих мест. В ближайшее время будет усилена работа по созданию комплекса мер по региональной поддержке в области налоговых льгот», - рассказал начальник управления инвестиционных проектов Министерства инвестиций и инноваций Московской области Алексей Ильин.
Современные методы органического сельского хозяйства для России - это инновационные технологии. «На сегодняшний день органическое сельское хозяйство в развитых странах в разы превосходит по урожайности российское интенсивное сельское хозяйство. При этом, по экономической эффективности оно позволяет увеличивать доходы сельхозпроизводителей до 500%. Самое важное то, что все эти доходы идут не переработчикам и перекупщикам, а производителю на земле. Важнее не раздавать в виде дотаций и субсидий миллиарды рублей, а создать условия, чтобы человек на земле зарабатывал достойно и органическое сельское хозяйство как раз и решает эту задачу. Наибольший потенциал для развития производства органической сельскохозяйственной продукции имеют территории на удалении 100-300 км от городов-миллионников, прежде всего вокруг Москвы», - говорит Яков Любоведский, Исполнительный директор Союза органического земледелия.
По прогнозам Союза органического земледелия, к 2020 году Россия может занять до 10-15% мирового производства экологической сельхозпродукции с объемом в 700-800 млрд. рублей. При создании условий, в течение 3-5 лет будут сертифицированы более 10 000 производителей органической продукции и создано 750 тысяч рабочих мест на селе с высоким уровнем дохода.
Союз органического земледелия аккумулирует и делает доступной информацию об уже успешных проектах в области органического земледелия. Локомотивом развития рынка органической продукции в России сегодня выступает высокий покупательский спрос. Это реальные деньги для бизнеса, в органическое сельское хозяйство пошли серьезные инвестиции.
Среди ритейла на тренд первой отреагировала сеть супермаркетов «Азбука Вкуса», которая на взаимовыгодных условиях стала создавать товарищества с фермерами по выпуску органической продукции под брендом «Наша ферма». «Мы собрали производителей в «вертикальный» кооператив, объединив их общей задачей, планом, гарантией сбыта, прозрачным распределением дохода на всех этапах. Созданная нами система уже доказала свою жизнеспособность и перспективу. Продукты «Наша ферма» пользуются стабильно растущим спросом у покупателей», - рассказывает руководитель аграрных проектов сети супермаркетов «Азбука Вкуса» Юрий Зубов. Совокупные инвестиции превышают 200 млн рублей. На полной мощности работает производство органической молочной продукции. Готовится к запуску ферма по производству мраморной говядины с ежемесячным объемом производства порядка 10 тонн.
«Самое привлекательное в партнерстве с «Азбукой Вкуса» то, что основная часть прибыли остается у меня, и я могу реинвестировать ее в собственное развитие», - говорит Александр Саяпин, представитель фермерского кооперативного движения «Наша ферма» в Калужской области.
В июне 2013 года Ульяновская область первая приняла региональный закон в сфере органического земледелия - «О поддержке производителей органических продуктов в Ульяновской области». «Для начала будет компенсация 50 процентов затрат на сертификацию продукции. А производителям, которым будет присвоен статус «Органик-производитель» будет установлена налоговая ставка в размере ноль процентов по налогу на имущество организаций», - говорит Руслан Кантемиров, директор ОГБУ «Агентство по развитию сельских территорий Ульяновской области».
На сегодняшний день в России функционируют сертифицированные по международным стандартам органические хозяйства, которые производят сырье для крупных западных компаний. Например, компания ООО «Тракенен» в Калининградской области является поставщиком крупнейшего переработчика сертифицированного органического сырья в мире - компании «Хипп».
«Россия всегда привлекала внимание компании «Хипп» как страна с огромными чистыми землями. К тому же интересен и сам российский рынок для сбыта нашей продукции, поэтому нам было очень важно иметь завод в стране, в которой мы будем продавать нашу продукцию. К сожалению, еще не созданы условия для ведения органического хозяйства. Потребитель не может доверять качеству продукции, пока в России не будет принят закон, регулирующий понятие органического продукта, а также нормы качества. Нет стимула для фермеров переходить на органическое земледелие. Поэтому мы призываем фермеров объединиться и требовать принятия аналогичного с европейским закона об органических продуктах. Чтобы потребитель, видя на этикетке с продуктом значок BIO мог быть уверен в качестве продукта», - говорит представитель компании «Хипп» Анастасия Лужайтис.
Практика показывает, что у фермеров, выпускающих качественную органическую продукцию проблем с ее реализацией нет, а есть на ее очередь. Фермер Александр Почепцов успешно реализует свою продукцию по ценам выше рыночных. «У меня постоянный круг покупателей и на многие товарные позиции очередь. Мои отпускные цены - молоко коровье 50-70 руб литр, молоко козье с фермы 120 рублей литр, с доставкой в Москву 200 рублей литр, мясо кролика 350-400 рублей килограмм, курица 350-400 рублей килограмм, говядина 250-300 рублей если туша, творог 300-350 рублей килограмм». Фермер из Башкирии Радисла Латыпов пришел к органическому сельскому хозяйству путем простых экономических подсчетов. При том, что его органическая продукция реализуется по ценам промышленной, без высокой добавленной стоимости, рентабельность увеличивается до 300-600% (в среднем на 450%) за счет экономии на химикатах.
Директор по продажам компании «Чистая еда» Альмо Вальтер Борио отметил, что в российских условиях сертифицировать продукцию по международным стандартам органического земледелия можно в российских системах добровольной сертификации. Их требования не менее жесткие, чем у западных коллег.
Одним из сдерживающих факторов развития рынка органической продукции является низкий уровень информированности россиян о преимуществах таких продуктов. Компания VITA media group совместно с Союзом органического земледелия запускает социальную рекламу органических продуктов питания в 200 поликлиниках 17 крупнейших городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Самары, Нижнего Новгорода, Казани, Ростова-на-Дону, Челябинска, Омска, Перми, Уфы, Волгограда, Краснодара, Саратова, Воронежа и Иркутска. «Общий охват аудитории рекламной кампании – почти 3 миллиона человек. Кампания пройдет с сентября по декабрь 2013 год. Цель данной кампании - сформировать культуру экопитания среди россиян», - говорит руководитель пресс-офиса крупнейшего российского indoor-оператора VITA media group, кандидат политических наук Павел Малуев.
Заместитель директора информационного агентства «Инфокс» Наталья Кутушева обратила внимание на отсутствие доступной информации об органическом сельском хозяйстве, особенно для стартаперов. «Функцию по сбору и верификации информации должны взять на себя профессиональные объединения», - считает Наталья Кутушева.
В России начинает формироваться научная база по органическому сельскому хозяйству. Так ГНУ СЗНИИМЭСХ РОССЕЛЬХОЗАКАДЕМИИ в Санкт-Петербурге в следующем году запускает опытное учебно-экспериментальное хозяйство по производству органической продукции полного цикла с использованием российских средств защиты растений, модулей для животноводческих миниферм. Планируется широко использовать опыт Финляндии, Швеции и Норвегии, которые близки по природно-климатическим условиям к нашей зоне. Ведет научную работу в области органического сельского хозяйство Министерство сельского хозяйства Нижегородской области.
Руководитель главного фермерского портала «Фермер ру» Алексей Воложанин считает, что потенциально органическое сельское хозяйство в России будут развивать те, кто сейчас его практикует, но не сертифицирует продукцию и те, кто недавно стал или собирается стать сельхозпроизводителем. «Предприятия, которые работают давно и успешно на интенсивных технологиях, в органическом сельском хозяйстве не заинтересованы, их бизнес-процессы уже отлажены. Обратить внимание нужно на новых людей в сельском хозяйстве в возрасте 30-45 лет. Целевая аудитория должна сознательно искать не только возможность жить за городом, но и зарабатывать фермерством, а не бежать от «каменных джунглей», или от своих «мировоззренческих тараканов», - говорит Алексей Воложанин.
С видео-материалами конференции и текстами докладов можно ознакомится на сайте Союза органического земледелия и на социальном портале «Я-Человек».