Присоединение к ЗСТ в первое время принесет потери фермерам. С Таможенным союзом потери будут постоянны. Такое мнение в интревью Gazeta.ua высказал президент Национальной ассоциации сельскохозяйственных совещательных служб Роман Коринец.
- Закрытие российских рынков для Украины - это проблема и для наших фермеров, - говорит Коринец. - Сразу это вроде не отразилось, потому что украинские фермеры редкоявляются экспортерами. Впрочем перенасыщенность внутреннего рынка сбило цену на закупки у фермеров. Закрытие любого рынка Украины как страны с открытой экономикой сразу же означает трудности для всех, кто что-то производит. Трейдеры, пытаясь компенсировать свои потери, переводят их на фермеров.
Если Украина будет выбирать ТС или зону свободной торговли с ЕС, что будет выгодно для ее экономики?
- При вступлении в такие объединения всегда есть выгоды и потери. Речь идет о том, краткосрочными или долгосрочными они будут. При сотрудничестве с ЕС в первый период времени фермеры будут терять. Потому качество нашей продукции все же оставляет желание быть лучше за небольшим исключением. А вот долгосрочное сотрудничество несомненно принесет пользу сельскохозяйственной отрасли. А вот с Таможенным союзом все наоборот: сначала увидим небольшое облегчение, но потом будем терять все больше. Если говорить о восточном векторе, эта территория имеет довольно невысокие требования к качеству сельскохозяйственной продукции. Хотя этот рынок является более понятным для наших фермеров, он не идет ни в какое сравнение с потенциалом европейского рынка.
В чем преимущества европейского вектора?
- У Евросоюза есть регламент о совместной аграрной политике. В том регламенте прописано, что каждая страна -член имеет доступ к информационному обеспечению фермеров. Это консультирование по земельным вопросам, управленческой практики. Эта система обычно является государственной и финансируется из госбюджета. Европейский фермер имеет всю информацию о рынках, технологиях, ценах, может получить консультацию. Украинский фермер ничего этого не имеет. Он забивает скот у себя во дворе, не может продвинуть в Европу свои продукты, в него никто ничего не покупает, потому что нет соответствующих удостоверений о качестве. Наш фермер не знает о ценовой ситуации на западных рынках, не имеет кооперативов и тех, кто мог бы их организовать. В этой ситуации украинский фермер оказывается в очень невыгодной ситуации. Он не может вступить в полноценную конкурентную борьбу, так как не является приложенным к европейской информационной системы. Сейчас эта система выходит на первый план. Поэтому Украине нужно как можно скорее подписать документы о присоединении к зоне свободной торговли с ЕС, чтобы иметь доступ к этой информации.
Есть ли такая система в Таможенном союзе?
- В России в последние два года создается система консультационного обеспечения фермеров. Там даже внесли соответствующий проект закона на этот счет. Однако Европа имеет длинную историю предоставления такой помощи. Если говорить о Казахстане и Беларуси, там такие системы только рождаются. О централизованной системе информирования фермеров в Таможенном союзе речи пока не идет.
Украинскому фермеру придется от многого отказаться. Например, от надворного забоя скота.
- Это является требованием ВТО, членом которой Украина является с 2008 года. Также должна быть запрещена реализация не только мяса животных подворного забоя, но и необработанного молока, сыра домашнего производства. Это не европейские, а ВТОшные требования. Пока их отложили, но 1 января 2015 года они таки вступят в силу. Если мы хотим продавать мясо на внешние рынки, оно должно соответствовать определенным требованиям по качеству и безопасности. Должны быть построены бойни - оборудованные места для убоя скота в соответствии с санитарными нормами. Забили, разработали, санврач проверил. Такие правила должны быть и для внутреннего рынка. Чего украинцы должны есть хуже мясо, чем европейцы?
Почему же тогда эти ограничения все еще не ввели?
- Потому что в Украине пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Во-первых, производство скота очень сильно упало. Если большой мясокомбинат должен налаживать систему дистрибуции, продажи, продвижения, переработки продукции, то небольшие компании не имеют налаженного сбыта, прогнозируемых доходов. Поэтому они не могут взять большие кредиты на оборудование. К тому же в сознании мелких производителей заложено: почему я должен платить за убой скота, санитарному врачу, если я сам могу сделать? У нас сегодня действуют два институции: формальная и неформальная. Первая - это законы и правила, которые устанавливает государство. Вторая - это обычаи, традиции, неписаные правила, которые сформировались за многие годы. Вот как обычно забить скот дома и продавать. Нужно будет приучить население действовать по закону, а не по обычаю, который является устаревшим.
Смогут ли украинские фермеры свободно торговать своей продукцией, когда присоединятся к ЗСТ с Евросоюзом?
- В Европе есть мобильные фермерские рынки. Раз в неделю на нескольких площадках торгуют только фермеры - несколько площадок в крупных городах. Торговать имеют право только фермеры - никаких посредников и перекупщиков. Впрочем, чаще всего сбытом занимаются через кооперацию. Идет разумное разделение. Фермер занимается производством, а фермерский кооператив - сбытом. Я общался с одним немецким фермером, у него 20 000 свиней. Спрашивал его, ест ли он домашнюю свинину. А он отвечает: мне чтобы убить ее, столько проблем. Я лучше куплю свое в магазине. Мы еще этого не понимаем, но рано или поздно придем к таким нормам и правилам.
Сейчас в Европе есть тенденция к уменьшению фермерства - все большую часть рынка занимают оптовые производители продукции. Но это происходит в богатых странах, которые уже пережили становление. Там высокая покупательная способность у населения. Поэтому на фермерах это никак не отражается.
Ирина РЫБАКОВА
Джерело: