Похоже, наша страна катится в молочную бездну. И очень жаль, что этого не понимает ни власть, ни многие участники российского рынка молока. Мир давно стал глобальным. И молочный мир не является исключением. Глобализация сегментирует мировую экономику. Если раньше было модно говорить о геополитике, то сегодня стоит ввести термин геоэкономика. Каждая страна (территория) играет свою особую роль в мировой торговле. Раньше это разделение труда было в рамках одного города, затем - в рамках одной страны, сегодня - в рамках всего мира. Кто-то является мировым финансистом. Кто-то - поставщиком фруктов, кто-то - молока, кто-то - нефти и газа, кто-то - технологий. Складывается впечатление, что руководство нашей страны подумало, зачем производить сыр, молоко, масло, если его можно купить? Денги-то от продажи газа и нефти есть! Таким образом, некоторые, похоже, полагают, что молоко в России не производится, а добывается.
Между тем, молочная отрасль находится в критичной ситуации, единственный выход из которой - объединение производителей молока.
С 15 по 19 октября 2011 года в Парме (Италия) состоялся ежегодный Всемирный молочный Саммит - World Dairy Summit (WDS) - SUMMILK 2011. Организатором Саммита, как, впрочем, и всегда, выступила Международная молочная федерация (IDF), объединяющая производителей и переработчиков молока со всего мира. В Пармском мероприятии приняло участие около 1000 представителей молочной отрасли практически всех стран мира, производителей и потребителей молока, признанных мировых экспертов. Россиян, прямо скажем, было не густо: руководство РСПМО, несколько самостоятельно приехавших молзаводов и делегация компании Тетра Пак, состоявшая из непосредственно сотрудников компании и нескольких их крупных клиентов. На мероприятии не было ни одного производителя молока, ни одного чиновника. И это удивительно! Прежде всего потому что, как оказалось, Россия давно состоит членом данной организации. И представляет нашу страну Российский Союз Предприятий Молочной Отрасли. Получается, что именно РСПМО обладает той значимой информацией, которая ежегодно обсуждается на рынке, но, почему-то информация не становится достоянием молочной общественности. Наверное, чтобы ее получить, надо вступить в Союз. В целом, логично, но не патриотично.
Так как ИА DairyNews является информационным спонсором данного мероприятия в России, и представитель издания ни в одну из вышеперечисленных делегаций не входил, мы восполним пробел и поделимся с читателями впечатлениями и размышлениями.
Давайте посмотрим на список ведущих мировых производителей молочной продукции.
21 компания имеет 24% мирового рынка молочной продукции. Крупнейшая из них - новозеландская Fonterra - 3% мирового рынка. В табличке, представленной на Мировой молочном Саммите директором IFCN Торстеном Хемме, желтыми точками отмечены предприятия, принадлежащие кооперативам фермеров. 11 крупнейших компаний из 21 - это кооперативы.
По мнению ряда экспертов, опрошенных корреспондентом ИА DairyNews на Саммите, кооперация - это важный толчок к развитию отрасли в России. Только кооперация сможет в перспективе найти баланс между требованиями рынка и справедливой ценой. Только кооперативу фермеров выгодно сушить молоко. Только крупный кооператив сможет составить конкуренцию крупнейшим российским переработчикам. Сможет, если это будет не очередной политический ход желающих прорваться во власть, если в этом процессе не будет принимать участие государство.
Сегодняшняя структура молочного рынка России ущербна. Искусственно или естественно, но рынок поделен на две противоборствующие стороны - производителей и переработчиков, которые за цену на сырое молоко год за годом уступают свои позиции иностранным компаниям и кооперативам. В крупнейших странах - производителях молока рынок характеризуется кооперацией, где молочные перерабатывающие предприятия принадлежат кооперативам...
Полностью статью можно найти по
ссылке.
Как молочная кооперация организована в Дании можно посмотреть на
видео.