Кто-то из коллег сказал: накаркаете, когда 4 октября — немногим более месяца назад — в нашей газете был опубликован материал «Если завтра — чума». Мы рассказали о проблемах, которые связывают по рукам ветеринарных врачей и в «мирное время», и в период «войны» с очередной заразой. Но ведь кто предупрежден, тот вооружен, надеялись мы.
Тепло, горячо, жарко…
Еще летом вокруг Азовского района сжималось «опасное кольцо». У соседей в Краснодарском крае к тому времени было несколько серьезных вспышек АЧС, причем в районах, находившихся в непосредственной близости от Ростовской области. По нарастающей пошло и у нас: стала зоной бедствия свиноферма ООО «Ростов-Мир» в Родионово-Несветайском районе, и самые крупные потери совсем недавно понесла свиноферма №3 ОАО «Батайское» Азовского района.
Можно ли было предотвратить такое развитие событий?
Ответил на этот вопрос главный государственный ветеринарный инспектор России, заместитель руководителя Россельхознадзора РФ Николай Власов, который прибыл на Дон в связи со вспышкой АЧС в ОАО «Батайское». На пресс-конференции в минувшую пятницу он заявил, что карантин по АЧС нужно накладывать в пределах Южного и Северо-Кавказского федеральных округов и регулировать товарные потоки. При этом надо учитывать, что при существующем законодательстве никакая эффективная борьба с АЧС невозможна.
Гром грянул — закон примут?
Еще в 2007 году, когда «африканка» только вышла за пределы Грузии, глава Россельхознадзора Сергей Данкверт в Ростове на совещании представителей всех регионов ЮФО прогнозировал: чума таких бед натворит, что небо с овчинку покажется… И одной из главных мер борьбы с ее распространением называл принятие нового закона «О ветеринарии», который должен учесть и предусмотреть работу специалистов в достаточно непростых условиях. После этого министерство сельского хозяйства Ростовской области неоднократно обращалось во все инстанции, от которых зависело, скажем прямо, лоббирование этого законопроекта, в том числе и к депутатам Государственной Думы.
Но законопроект так и оставался долгое время под сукном. В итоге те изменения, которые в него были внесены, никоим образом не решили проблемы борьбы с африканской чумой свиней.
Когда дело коснулось ОАО «Батайское» — депутат государственной Думы от Ростовской области Иван Саввиди, контролирующий ростовскую агропромышленную группу «Агроком», обвинил в произошедшем руководство Ростовской области и Азовского района. По его версии, которая изложена в газете «Коммерсантъ» и распространена в Интернете, областные и районные власти не приняли достаточных мер, чтобы обезопасить от чумы крупные свиноводческие комплексы. Основной причиной возникновения очагов АЧС в Ростовской области и на «Батайском», в частности, Саввиди считает личные подсобные хозяйства (ЛПХ). «В тех местах, где свиноводческие комплексы соседствуют с подворьями, содержащими домашних свиней, обязательно возникает АЧС, — заявил депутат Госдумы от Ростовской области. — Не спасают даже дезбарьеры, которые у нас имеются. Я неоднократно обращался к региональным и районным властям с просьбой сократить число таких хозяйств, однако никакой реакции не последовало». Саввиди напомнил, что многие регионы уже запретили содержание свиней на частных подворьях, постепенно заменяя их на коз, овец и коров. В то же время Ростовская область скорее стимулирует вспышки АЧС, компенсируя пострадавшим частным хозяйствам полную рыночную стоимость забитых животных.
Но министерство сельского хозяйства Ростовской области не раз обращалось в федеральные органы власти с предложением ограничить возможности владельцев ЛПХ на содержание свиней именно на уровне федерального законодательства. Никакой реакции! Так что законного основания запрещать разведение свиней с личных подсобных хозяйствах у областных властей нет.
«Слабое звено»
Так что же произошло на откормочной площадке ЗАО «Батайское»?
Министр сельского хозяйства России Елена Скрынник лично распорядилась выяснить: почему современное предприятие, выстроенное по очень хорошему проекту, не устояло перед вирусом. Ведь по существующим параметрам безопасности предприятие такого уровня могло бы спокойно продержаться в центре эпизоотии АЧС не месяцы, а годы! В той же Северной Осетии, где вымерло все свинопоголовье, спокойно работает свиноферма «Кавказ».
— Комиссия, которая обследовала предприятие, нашла целый букет чисто административных ошибок, которые могли привести к вспышке АЧС, — сказал нам исполняющий обязанности начальника управления ветеринарии Ростовской области Виталий Мартыновченко. — Мы всех руководителей свиноводческих ферм предупреждали: нельзя завозить корма из регионов, где постоянно происходят вспышки африканской чумы свиней, какими бы заманчивыми ни казались цены на эти корма. Потом выйдет дороже. И главный госветинспектор Азовского района Михаил Драло неоднократно вручал руководству ОАО «Батайское» предписания о необходимости прекратить «опасные хозяйственно-экономические связи». А тут выяснили: комбикорм завозился из Павловского и Брюховецкого районов Краснодарского края, где вспышки АЧС были зарегистрированы в начале октября. Тут впору районным и областным властям претензии предприятию предъявлять: ведь именно оно нашу территорию под угрозу карантина поставило.
Еще одна причина: ветсанпропускник третьей фермы находится не на линии ограждения, как это положено по правилам, а в 50 метрах от входа на территорию. Так что работники спокойно могли ходить мимо формально действующего ветсанпропускника, в котором, кстати, на момент проверки отсутствовал очень важный элемент: дезковрик. Что делает бессмысленным наличие самого ветсанпропускника. И бригадир СТФ №3 ОАО «Батайское» на момент обследования находился в обычной одежде (рубашка, головной убор), хотя, если соблюдать правила, на нем должна быть спецодежда.
Еще одна нестыковка с ветеринарными требованиями: часть поголовья свиней незадолго до вспышки перевели в старый корпус без разрешения главного ветинспектора района. А вот если бы к нему обратились за этим разрешением, он бы указал руководству предприятия на то, что персонал, обслуживающий корпус №8, не будет проходить через ветсанпропускник, поскольку народу это — не с руки. И дезинфекция старого корпуса была проведена тоже с нарушениями.
Как подчеркнул заместитель руководителя Россельхознадзора РФ Николай Власов, именно из-за этих «мелочей» предприятие из третьего уровня защиты перешло в предприятие второго или даже первого уровня защиты. А результат не заставил себя ждать.
ЛПХ без свиней?
Если вернуться к очень острому и волнующему наших сельских читателей вопросу — запрету выращивания свиней в ЛПХ — то в странах, где сильны традиции животноводства, собственники молочных, свиноводческих и прочих ферм сами поступают мудро. Они выкупают территорию вокруг этих предприятий в радиусе около полутора километров и используют ее для выращивания растений, не связанных с отраслью животноводства. Если в этой зоне находятся селения или отдельно стоящие фермы, с хозяевами заключается договор. По нему хозяева обязуются держать, например, баранов, а не свиней. А предприятие, в свою очередь, по льготным ценам берется поставлять свинину, либо выплачивает какую-то иную компенсацию.
Ростовская область первая среди российских регионов разработала нормативную документацию по предупреждению АЧС, в которой прописаны меры по предотвращению распространения чумы, определены полномочия ветинспекторов, установлен ряд ограничений для владельцев животных, указаны нормы и правила содержания и учета свиней. Сейчас проходит согласование проект программы «Предотвращение заноса и распространения африканской чумы свиней на территории Ростовской области на 2012—2016 годы».
Широкомасштабное распространение АЧС удалось приостановить. В нынешнем году у нас было всего 3 вспышки среди домашних свиней по сравнению с прошлогодними 26. Ну а дальнейший ход событий будет определять та оперативность, с которой депутаты Госдумы внесут изменения в закон «О ветеринарии». И от того, как будут выполнять закон граждане и предприниматели на собственных фермах и на своих подворьях. Все должны помнить: чума входит без стука…