Сравнивая законы…
Сегодня, видимо, всем, кто как-то сталкивался с законом 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», известно, что создан он был по образу и подобию немецкого кооперативного закона.
А тот закон ведет свою историю аж с 1889 (!) года.
Это все равно, что для создания отечественного автомобиля мы взяли не абы что, а чертежи германского «Мерседеса». И хотели бы за 20 лет увидеть, как по всем просторам нашей страны мчатся такие же качественные, но уже российские машины, - то есть работают кооперативы.
Но как-то не получилось, - не едет.
Что-то недоделали, или одних чертежей оказалось мало. Как-то автомобиль вроде не из чертежей состоит, а из того, что по этим чертежам делают.
1. Нужно ОТК и ГАИ.
В российском законе такую функцию закрепили за ревизионными союзами, почти как в германском законе. Только как-то не все включили. В Германии нельзя зарегистрировать кооператив, если нет отметки соответствующего Аудиторского союза о том, что кооператив безопасен для его участников и не нарушены нормы при его создании, - в России никто не отвечает за кооператив при его создании!!! В Германии ревизор – это такой же аудитор. И за свои неправомерные действия или бездействие может понести наказание – вплоть до 5 лет тюрьмы. В России ревизор ни за что не отвечает.
2. Субсидиарная ответственность.
Как копировали этот важнейший для кооперативов вопрос? Но получилось, что в России для потребительских кооперативов члены на 100% отвечают по его долгам. И из-за этого фермеры не идут в кооперативы! А в Германии эта норма не регулируется самим законом, - полномочия закон передает на уровень устава. И ответственность в уставе может устанавливаться в том размере, в котором определит конкретный кооператив, - от полной до нулевой. И еще в законе масса разъяснений по этой теме. У нас же общие фразы и такой туман, что 10 лет потребовалось, чтобы найти хоть какую-то истину!
3. Грузовик или легковушка?
В германском законе все кооперативы – коммерческие структуры. У нас же по ГК РФ потребительские кооперативы отнесены к некоммерческим.
4. Согласованность с другими законодательными актами.
Германский закон о кооперативах имеет в своей структуре отсылку как минимум к трем общегражданским нормативным актам и структурам:
• Торговому уложению;
• Закону об аудите;
• Суд закреплен как орган, ведущий реестр кооперативов.
В России 193-ФЗ существует как бы в вакууме. Чтобы сделать свой российский Мерседес, мы взяли только корпус – без колес, двигателя, ОТК и ГАИ, - и 20 лет удивляемся: «Почему он не едет?»
Об изменении законодательства о кооперативах
Если мы сейчас вновь сделаем кальку с немецкого закона о кооперативах, что-то поменяется? Или на этот раз у нашей машины уже не будет бензобака? Все сделаем «Как у них», а про бензобак забудем!
I. Принципиальные решения должны быть приняты по двум позициям:
1. По нормативному регулированию статуса кооператива в ГК РФ:
a. По субсидиарной ответственности (ответственности членов кооператива по обязательствам кооператива).
b. Потребительский кооператив – это коммерческая организация – или некоммерческая
c. В зависимости от решения пункта b. Должны быть прописаны базовые нормы, важные для кооператива, в том числе: распределение прибыли, исключение двойного налогообложения, ограничение регистрации юридического лица под названием «кооператив», режим аудита, особый статус предприятий, принадлежащих кооперативам (отсылка к закону об ООО и АО)
2. По определению структуры, ответственной за блок кооперативного законодательства: Кто на уровне Правительства РФ сопровождает закон о кооперативах (ГК + все законы о кооперативах).
II. На основе тех решений, которые будут приняты по разделу I, определяется концепция и структура законодательства о кооперативах.
Сергей Николаевич Скоморохов
председатель союза "СельКооп"