С 1 января 2015 г. на продовольственных рынках нельзя будет торговать мясом дворового забоя, домашним молоком и творогом. Соответствующий закон парламент принял еще летом. Но государство брало на себя обязательства по разработке и открытию сети пунктов приема молока и молочных продуктов от населения, а также точек по убою животных. Однако, как констатирует издание "Капитал", намерения так и остались на бумаге.
Введение соответствующих запретов было предусмотрено при вступлении Украины в ВТО еще в 2008 г. В 2013 г. в профильном министерстве обсуждался вопрос отсрочки вступления в силу запрета на пять лет (до 2020 г.) с целью оборудования специальных пунктов по забою скота. По оценкам Минагрополитики, затраты на это превысили бы 2,03 млрд. грн.
Как отмечает издание, требование ВТО не лишено здравого смысла. В домашних условиях очень сложно проконтролировать соблюдение всех санитарно-гигиенических требований, указывает эксперт аграрных рынков ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Алина Жарко.
Но введение запрета без переходного периода негативно скажется на работе небольших ферм, которые производят около 30% мяса и 75% молока от общего объема. "Для многих селян скотоводство — единственный заработок", — говорит глава Всеукраинского аграрного совета Денис Марчук.
Если запрет вступит в силу, то многие фермеры будут вынуждены сократить производство домашнего мяса, молока и творога. Украинский рынок животноводческой продукции просядет минимум на 20%, прогнозирует президент Ассоциации фермеров и частных землевладельцев Николай Миркевич. "Все, что фермеры произведут, они вряд ли смогут съесть сами", — поясняет эксперт.
Многие фермеры не будут отказываться от единственного заработка, а предпочтут решать свои проблемы по старинке, при помощи уже давно обкатанных схем. По мнению советника юридической фирмы "єПраво" Виталия Власюка, как вариант обхода закона можно "придумать массовый всплеск случайной смерти среди животных: например, шел теленок, оступился, упал и умер. Формально забоем это считаться не будет". Можно еще покупать липовые сертификаты, которые позволят фермерам реализовывать свою продукцию на рынках и переработчикам, добавляет руководитель аналитического департамента консалтинговой компании ААА Мария Колесник.
Если же фермеры предпочтут соблюдать закон, то эти функции возьмут на себя посредники. "Продукция будет реализовываться по более низким ценам через перекупщиков, которые смогут обойти запреты", — допускает специалист департамента инвестиционного банкинга Pro Capital Investment Сергей Парпуланский.
Алина Жарко предлагает переходной период для адаптации к новым условиям работы. "Нужно создать альтернативу дворовому забою — специальные убойно-санитарные пункты или цеха, которые могли предоставить хозяйствам населения широкий спектр услуг забоя животных, хранения мяса, формирования товарных партий и возможности реализации", — говорит она. С ней соглашается Виталий Власюк, по мнению которого, государству следует начать с облегченного режима в отношении этого проекта: объяснять, помогать крестьянам со всеми формальностями и не привлекать к ответственности. "Год лайт-режима позволит постепенно найти необходимую точку баланса интересов всех сторон", — заключает он.
Директор оптового рынка живого скота "Чародей" Василий Полищук отмечает, что один из способов решения проблемы тенизации рынка — создание сети оптовых рынков живого скота. По его подсчетам, достаточно шести оптовых рынков, чтобы заниматься скотоводством было выгодно.
Можно обратиться и к модели кооперативного движения. "Именно наличие кооперативов будет гарантировать добросовестному фермеру получение прибыли, а переработчикам — качественное сырье. Иначе мы так и останемся страной с нереализованным потенциалом по обеспечению продовольствием", — говорит Марчук.