Интересные статьи

Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.

Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции

О породах КРС Австрии

Оформление предоставления скидок
Условия предоставления скидок должны быть закреплены в учетной политике сельхозпредприятия. Скидки, предоставленные покупателям, например, в связи с потерей продукцией потребительских качеств, оформляются распорядительным документом – приказом руководителя сельхозпредприятия.
В случае уценки на основании этого приказа специальная комиссия составляет акт по унифицированной форме № МХ-15, которая утверждена постановлением Госкомстата России от 9 августа 1999 г. № 66.
Акт оформляют в двух экземплярах. Их подписывают ответственные лица специальной комиссии.
Один экземпляр направляется в бухгалтерию, второй передается материально ответственному лицу для хранения или прилагается к накладной для продажи уцененных товаров по более низким ценам. Дополнительно напомним, что в акте для каждого наименования товарно-материальных ценностей должны быть указаны: процент уценки, цена до и после уценки, разница в цене, сумма и причина уценки, признаки понижения качества.
При отгрузке продукции покупателю составляют товарно-транспортную накладную по форме № СП-34, утвержденной постановлением Госкомстата России от 29 сентября 1997 г. № 68.
Бухгалтерский учет
В соответствии с пунктами 5, 6.1 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка от продажи продукции является доходом организации от обычных видов деятельности. Выручка принимается к бухгалтерскому учету исходя из цены, установленной договором, при выполнении условий, перечисленных в пункте 12 ПБУ 9/99. В данном случае эти условия выполняются на момент передачи продукции покупателю.
Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организацией согласно договору скидок (п. 6.5 ПБУ 9/99). Следовательно, выручка признается организацией-продавцом исходя из договорной цены с учетом скидки.
Согласно Плану счетов в бухгалтерском учете выручка отражается по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и кредиту счета 90 «Продажи» (субсчет «Выручка»). Одновременно фактическая себестоимость готовой продукции списывается в дебет счета 90 (субсчет «Себестоимость продаж») в корреспонденции с кредитом счета 43 «Готовая продукция».
Поясним сказанное на примере.
ПРИМЕР
Сельскохозяйственное предприятие реализовало овощи (замороженные) по сниженной цене. Договорная цена продукции составляет 472 000 руб., в том числе НДС – 72 000 руб. Покупателю предоставляется скидка в размере 10 процентов. Продукция отгружена с учетом предоставленной скидки. Фактическая себестоимость проданной продукции составляет 320 000 руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны записи:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90
– 424 800 руб. (472 000 руб. – 472 000 руб. x 10%) – признана выручка от продажи овощей за минусом предоставленной скидки;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 68
– 64 800 руб. (424 800 руб. 5 18% : 118%) – начислен НДС с выручки от продажи;
ДЕБЕТ 90 КРЕДИТ 43
– 320 000 руб. – списана фактическая себестоимость проданных овощей.
Налог на добавленную стоимость
Налоговая база на дату отгрузки продукции определяется как договорная стоимость этой продукции без включения в нее НДС. Основание – пункт 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ. В данном случае на дату отгрузки продукции покупателю предоставлена скидка, то есть сторонами принято решение об уменьшении договорной цены продукции.
Соответственно, НДС исчисляется исходя из договорной цены, определяемой с учетом скидки, то есть рассчитывается исходя из выручки, уменьшенной на сумму предоставленной скидки (п. 4 ст. 166 Налогового кодекса РФ).
Налог на прибыль организаций
В данном случае на дату отгрузки продукции покупателю предоставлена скидка. Получается, что сторонами в соответствии с условиями договора уменьшена первоначальная цена продукции.
Напомним, что в целях налогообложения прибыли выручка от реализации продукции признается доходом от реализации на дату передачи продукции покупателю в размере ее договорной стоимости с учетом предоставленной скидки (без НДС). Основания – пункт 1 статьи 248, пункт 1 статьи 249, пункт 3 статьи 271 Налогового кодекса РФ.
Выручка от реализации продукции уменьшается на расходы, связанные с производством и реализацией продукции, определяемые в порядке, установленном статьями 318, 319 Налогового кодекса РФ.
Отметим, что к тем скидкам, которые предоставляются покупателю путем указания в договоре купли-продажи пониженной цены товара, подпункт 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ не применяется. То есть такие скидки не включают во внереализационные расходы. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 2 мая 2006 г. № 03-03-04/1/411*. С этим согласны и налоговики (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100238).
А если предприятие применяет единый сельхозналог?
В этом случае учитывать скидки можно в том же порядке, что и при уплате налога на прибыль.
Если скидка предоставляется сельскохозяйственным предприятием в форме уменьшения цены приобретаемой продукции (то есть с изменением цены договора), то налогооблагаемого дохода в таком случае не возникает.
Статьей 346.5 Налогового кодекса РФ определено, что организации при определении объекта налогообложения учитывают, в частности, доходы от реализации товаров (работ, услуг), определяемые в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 2 статьи 249 Налогового кодекса РФ, выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).