Союз организаций и лиц, содействующих развитию сельской кооперации, "СельКооп"

Помогайте другим, чтобы помочь себе.

Фридрих Вильгельм Райффайзен

Продавец сельхозтовара предоставляет скидки

29 Августа 2010

Ограничения при продаже продовольственных товаров
Итак, в рамках договора поставки продовольственных товаров агрофирма вправе предоставить покупателю премию за определенный объем закупки. Это следует из статьи 9 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».

Как правило, она представляет собой сумму (премия или бонус), которую организация перечисляет покупателю, после того как тот приобрел определенное количество товара.

Размер поощрения покупателя не может превышать 10 процентов от цены приобретенных им товаров. Об этом также сказано в пункте 4 статьи 9 Закона № 381‑ФЗ.

Иные виды вознаграждений за исполнение условий соглашения включать в договор поставки нельзя. Кроме того, применять бонусы (премии) разрешено не ко всем продовольственным товарам, а лишь к тем, которые не относятся к категории социально значимой продукции.

Перечень социально значимой продукции утверждается Правительством РФ.

Налог на добавленную стоимость
При расчете базы по НДС необходимо учесть все суммы, которые связаны с оплатой товаров. Предоставляя скидку, которая непосредственно связана с реализацией товаров, агрофирма может уменьшить свою налогооблагаемую выручку. А значит, и налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

Такую позицию высказал Президиум ВАС РФ в своем постановлении от 22 декабря 2009 г. № 11175/09. В нем судьи отметили, что не имеет значения, в каком порядке предоставляется скидка – в виде уменьшения изначальной цены или же в качестве премии (бонуса).

При расчете налогооблагаемой базы сумма выручки должна определяться с учетом скидок, а при необходимости – корректироваться за тот налоговый период, в котором отражена реализация продукции.

Согласны с такими выводами и финансисты (письма от 29 апреля 2010 г. № 03-07-11/158, от 30 марта 2010 г. № 03-07-04/02).

Если речь идет о ретроскидке
Скидка на сельхозпродукцию может быть предоставлена продавцом как при отгрузке, так и после.

В первом случае проблем с оформлением документов не возникает. Дело в том, что в счете-фактуре необходимо указывать цену за минусом суммы вознаграждения (п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ).

А как заполнить счет-фактуру и книгу продаж, когда скидка дана за уже приобретенный товар, то есть ретроскидка?

Поскольку данный вид вознаграждения также уменьшает налоговую базу по НДС, то в такой ситуации сумма выручки того налогового периода, в котором производилась отгрузка, подлежит корректировке. Об этом сказано в пункте 1 статьи 153 и в пункте 4 статьи 166 Налогового кодекса РФ.

Иными словами, изначально в счете-фактуре продавец должен указать цену без учета дополнительных поощрительных выплат. В дальнейшем, когда сумма скидки или бонуса будет определена, в этот документ необходимо внести исправления и зарегистрировать его в дополнительном листе книги продаж. Этого требует пункт 16 Правил ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж.

Правила ведения журналов полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж утверждены постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914.

Аналогичные разъяснения дал Минфин России в своем письме от 1 апреля 2010 г. № 3-0-06/63.

При этом отмечено, что за тот налоговый период, в отношении которого в книгу продаж были внесены изменения, плательщику налога на добавленную стоимость нужно подать уточненную декларацию.

Отрицательные счета-фактуры выставлять не стоит
Уменьшая продажную цену ранее реализованного товара, некоторые производители сельскохозяйственной продукции на сумму вознаграждения выставляют счета-фактуры с отрицательными показателями.

Однако чиновники настаивают, что такой подход не соответствует нормам действующего законодательства (письмо Минфина России от 3 ноября 2009 г. № 03-07-09/55).

Хотя, как показывает арбитражная практика, судьи считают иначе. Так, в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2010 г. № А44-2914/2009, ФАС Поволжского округа от 10 февраля 2010 г. по делу № А55-15001/2009 судьи подтвердили право продавца выставлять отрицательные счета-фактуры. В том числе и на предоставленные дистрибьюторам скидки.

Если же судиться сельскохозяйственный производитель не хочет, то тогда ему придется корректировать прежние счета-фактуры.
 
Налоговый учет
Порядок налогового учета зависит от режима налогообложения сельхозорганизации. Поэтому рассмотрим разные варианты.
 
Общий режим налогообложения
На сумму скидки налоговые доходы сельхозорганизации не уменьшаются. Выплаченное вознаграждение включается в состав внереализационных расходов. Это следует из подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Согласен с такой трактовкой законодательства и Минфин России. Подтверждает это письмо от 13 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/263.

Более того, в данном письме чиновники обратили внимание, что для целей налогообложения прибыли в расходах учитываются только те вознаграждения, которые соответствуют положениям пункта 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ. Это значит, что налоговые расходы разрешено увеличивать только на скидки, предоставленные за объем закупок. Причем в пределах 10 процентов от суммы приобретенных продовольственных товаров.

Не забудьте, что указанные расходы также должны быть обоснованны и подтверждены первичными документами. В этом помогут:
– договор с покупателем, который предусматривает условия предоставления скидки;
– расчет или откорректированный счет (счет-фактура) на суммы предоставленной скидки;
– документы, подтверждающие выполнение условий по договору.

На это обращено внимание в письме УФНС России по г. Москве от 14 ноября 2006 г. № 20-12/100238.
 
Специальные режимы налогообложения
Если сельхозпредприятие применяет специальный налоговый режим (в виде уплаты единого сельскохозяйственного налога или упрощенную систему налого¬обложения), то включить в состав налоговых расходов суммы скидок или бонусов вовсе не получится. Ведь такие затраты не упомянуты в соответствующих закрытых перечнях. А следовательно, продавец на спецрежиме не вправе уменьшать налоговую базу в данном случае на такие расходы. 
 
Перечень расходов для организаций, применяющих ЕСХН, приведен в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Для фирм на «упрощенке» перечень содержится в пункте 1 статьи 346.16 кодекса.

Отметим, что официальные органы придерживаются такой же позиции, что подтверждается письмом Минфина России от 7 февраля 2008 г. № 03-11-05/27.

Однако если организация все-таки желает поощрить покупателя за достижение определенного объема закупки, то можно поступить следующим образом. Предоставьте покупателю возможность в дальнейшем приобретать товар по более низкой цене. В этом случае происходит обычное изменение цены на товар. А значит, проблем с учетом стоимости товара не возникнет.
 
Скидки предоставляются не по всем сельхозтоварам
Бонусные премии уменьшают налоговую базу по НДС
При спецрежиме скидки в расходах учесть не получится

Важно запомнить
Скидки и бонусы могут предоставляться разными способами: перечислением на расчетный счет, посредством зачета в качестве аванса, уменьшением задолженности и т. д. Поскольку это определяется лишь обычаями делового оборота, порядок их предоставления целесообразно четко прописывать в договоре. Можно также закрепить систему скидок и бонусов во внутренних документах организации, например в Положении о маркетинговой политике (постановление ФАС Северо-Западного округа от 10 февраля 2010 г. № А44-2914/2009).

Кроме того, чтобы налоговики не сочли бонус или скидку подарком покупателю, из документов должно ясно следовать, что за скидка и за что она предоставляется.


Теги: 

Программа обмена услугами и техникой "Селькооп-МТО"


Интересные статьи
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
Зачем России МТО? Опыт кооперации Австрии и Германии для России.
В Германии по состоянию на 2010 год 53% всех сельхозтоваропроизводителей были объединены в Машинно-тракторные общества (МТО) и более 42% сельхозугодий обрабатывались членами МТО. В конце июня 2014 года подобная программа начала свою работу в России - одновременно в Московской, Рязанской и Волгоградской областях. Как МТО работают в странах Европы и насколько актуально внедрение организаций подобного рода в России? Об этом размышляет руководитель программы поддержки малого бизнеса и кооперативов &...
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Стратегии обеспечения безопасности пищевой продукции
Если речь идет о повышении безопасности пищевой продукции, то в Германии за последние годы многое было достигнуто. Усовершенствованы организационные структуры, усилен контроль безопасности пищевой продукции...
О породах КРС Австрии
О породах КРС Австрии
Скотоводов Австрии называют носителями имиджа сельского хозяйства Австрии. В 2011 году было импортировано 34700 голов племенного скота! Рекорд среди европейских стран. 40 000 племенных животных (телки, коровы, быки, телята) выставляются на 140 аукционах. Все животные и эмбрионы благодаря целенаправленному государственному ветеринарно-медицинскому обслуживанию стада свободны от туберкулёза, бруцеллёза, лейкоза, BVD, IBR/IPV.
Организация фермерских хозяйств Австрии
Организация фермерских хозяйств Австрии
Все фермерские хозяйства имеют традиции, историю нескольких поколений. Некоторые крестьянские дворы имеют статус аграрной школы, где проходят практику юные животноводы. Высокий стандарт и качество - приоритет фермеров, поэтому хозяйства либо маленькие, либо очень маленькие
Партнеры