(Справка: Курс ЦБ РФ на 16.11.2014 - 100 тенге = 26,2001 руб)
В Мажилисе парламента РК депутаты раскритиковали новый законопроект о сельскохозяйственной кооперации. По их мнению, проект закона, представленный Министерством сельского хозяйства РК, не объясняет четко целей кооперации, принципы объединения в кооперативы, а также какие выгоды и льготы получат участники объединения. Сами фермеры, как оказалось, не в курсе инициатив правительства и сомневаются, что она заработает.
Барьеры развития кооперации– отсутствие возможности распределить прибыль в сельхозкооперативах, которые созданы в форме некоммерческих организаций, избыточное нормативно-правовое регулирование в виде 5 законов, отсутствие специального налогового режима и льготного кредитования, непрозрачность деятельности кооперативов, сообщила в своем выступлении вице-министр сельского хозяйства Гульмира Исаева,. Кроме того, юрлица не имеют права участвовать в производственных кооперативах. Все эти проблемы приводят к тому, что участники рынка не доверяют друг другу, внутренние процедуры в кооперативе чрезмерно бюрократизируются.
Напомним, в августе 2014 года на расширенном заседаний глава Казахстана Нурсултан Назарбаев заявил о необходимости разработать законопроект о сельхозкооперации до конца года. Он оказался нужен для того, чтобы решить одну из наиболее навязших проблем – «мелкотоварности» производства. Тогда президент отметил, что на долю личных подсобных хозяйств в сельском хозяйстве приходится около 70% продукции.
Законопроект, который представило Министерство сельского хозяйства, предусматривает возможность создать сельхозкооперативы в форме производственного кооператива.Вводится обязательное членство кооперативов в ревизионных союзах, проведение обязательных ежегодных ревизий кооперативов, сохранение принципа демократичности «один участник – один голос» и введение принципа реализации товаров по себестоимости. Предполагается, что новшествами законопроекта станут сохранение специального налогового режима по видам деятельности, внедрение субсидирования затрат ревизионных союзов и внутренний аудит кооперации. Новой идеологией кооперации должно стать экономическое, а не физическое объединение сельхозтоваропроизводителей (СТП). По словам вице-министра, нововведения сделают более доступной маркетинговую информацию, субсидии, позволят оптимизировать затраты СТП за счет формирования крупных партий товаров для их реализации, снизить себестоимость сельхозпродукции, повысить доходы и увеличить прибыль СТП, объединившихся в кооператив.
Однако депутаты считают, что эти новшества были и ранее. А законопроект не объясняет основных целей создания кооперативов,какие меры государственной поддержки будут приняты, а также какаямотивация будет существовать для фермеров, чтобы они захотели объединиться.
«Проблема в том, что вы пришли презентовать, и сами не можете до нас довести сегодня, какие они и завтра чем станут. Вам ведь четко обозначили, что имеется после принятия закона. Можете сказать: вот сегодня так, а завтра будет вот так? - спросил вице-министра депутат Мажилиса Парламента Рауан Шаекин. – Вот чего хотят коллеги? Вот если бы вы сказали, что закон о потребительском кооперативе регулирует такие-то отношения, он сегодня может это делать, а в будущем может другое вследствие принятия закона. Дальше идем:производственный кооператив – сегодня у него несколько усеченная деятельность.Вот примем – он может таким образом поступить. Вы ведь не знаете кооперативную деятельность, вот в чем проблема. Если бы разложили все, то вопросов бы не возникало».
Депутат фракции КНПК Галина Баймаханова считает, что принятие еще одного закона о кооперативах лишь усложнит и без того избыточное нормативно-правовое регулирование: «Еще один дополнительный закон добавляется. К нему пойдут нормативно-правовые акты, и пойдет вообще путаница. Может, настало время вообще переработать нормативно-правовую базу и законодательную по кооперативам, в одном законе дать все это, и тогда разложить все по полочкам? А так дополнительный закон появляется, что-то там исчезает, и опять получается непонятное поле деятельности».
Больше всего депутатов возмутил план создания ревизионных союзов для ежегодного аудита кооперации, членство в котором обязательно для всех участников кооператива. Предполагается, что одна проверка будет стоить около 500 тыс. тенге. Половину расходов на ревизию покрывают субсидии государства, а вторую половину – участники кооператива. По словам представителей Министерства сельского хозяйства, данный проект заимствован из международного опыта.
«Вот чего производитель хочет, так это не ревизионной комиссии, он хочет реальной государственной поддержки. Международной опыт, если посмотреть, там есть много полезных вещей, которые нужно бы взять, но вы взяли именно ревизионные комиссии. Все остальное нет», - посетовал г-н Шаекин.
Депутат Мажилиса парламента Анатолий Маковский не понимает, каким образом будет производиться объединение в кооперативы на практике: «Я хочу задать вопрос вице-министру сельского хозяйства. Давайте посмотрим на примере. Вот село, 20 человек имеют по 50 гектаров земли. Конкретно вот вы, как вице-министр, как их объедините в одну корпорацию? Покажите нам. И вы еще хотите ревизионную комиссию, чтобы государство платило за ревизионную комиссию. Мне ревизионную комиссию не надо. Я сам себе ревизия. Это моя земля. Причем тут ревизионная комиссия? И это проходит у вас красной нитью. Наверное, не здесь должна быть поддержка, а в другом. И вы знаете, что мы недавно приняли закон об изменениях в налоговой, там совсем по-другому налоги. Надо еще какой-то закон принимать. Как он будет корреспондироваться? Вот, пожалуйста, все теоретически вы нам очень грамотно сказали, а вот давайте практически, расскажите нам. Как объединить их, потому что мы по этому закону не видим».
В ответ на это Гульмира Исаева отметила, что объединение в кооперации будет идти на добровольной основе и никакого чрезмерного регулирования со стороны государства не предполагается. «Цель, мотивация в том, что они могут объединиться для экономического совместного ведения сельхозбизнеса. Они объединятся экономически. Объединение – это укрупнение.Соответственно, они уже могут совместно обрабатывать больше участков земли, использовать более мощную технику, они могут использовать совместно убойные пункты или какие-то сервисные заготовительные центры, которые одному потянуть тяжело, а объединение позволит больший доступ к инфраструктуре, больший доступ к обработке земли другими средствами, уйти от доли ручного труда. Объединение в юридическое лицо позволит ему участвовать в государственных программах и получать субсидии. Вы все время нас критикуете о том, что мелкие фермеры не могут участвовать в госпрограммах, потому что объем их производства небольшой, так вот объединение позволит им получить больший доступ к программам», - заключила вице-министр.
Депутат фракции «Ак жол» Светлана Кадралиева выступила в защиту законопроекта. «Вот уже 20 лет я наблюдаю опыт Германии. Было допустим маленькое молочное кооперативное хозяйство в Германии. За 20 лет оно уже стало европейским. Объединились вот это кооперативное хозяйство с Францией, Голландией, Италией. Здесь что происходит. Вы говорите, мелких фермеров поглотят. Есть закон в Европе, который учитывает и говорит, что участие мелкого фермера в кооперативном хозяйстве выше 50%. То есть крупные имеют меньшее свое участие. И тогда мелкое не поглотится. Для чего это нужно. Во-первых, выжить мелкому крестьянину. Сегодня крестьянин не выживает. Во-первых, знание того, что происходит в стране, то есть субсидий. Допустим, крестьянин может не знать, что даются те или иные субсидии, плохая работа местных органов власти. Они объединяются по интересам, теперь объединяют свой капитал. Просто нужно хорошо учесть и отработать законодательную базу», - отметила г-жа Кадралиева.
Сослался на опыт Германии и депутат Мажилиса парламента Валихан Бишимбаев: «Вот вы говорили о международном опыте. Германия стимулирует крестьян. Она образовала кооперативы, чтобы крестьянин не вез на рынок свой товар и не продавал. На месте забирают его продукцию, вот кооператив. Он забирает его продукцию, и сам расплачивается с крестьянином. Чем больше этот крестьянин будет производить продукции, тем больше у него кооперация забирает. И она сама реализует эту продукцию. У крестьянина не болит голова, чтобы его везти на рынок, реализовать и т.д. У него болит голова, чтобы больше производить».
Депутаты сошлись во мнении, что стоило провести информационные беседы непосредственно с фермерами и узнать их мнение о том, каким они видят сельскохозяйственный кооператив. Большинство частных производителей привыкли работать для себя, и они не видят никакой пользы от кооперации, поэтому нужно рассказать им о выгодах, чтобы они захотели вступить в кооператив, считают они.
Как оказалось, об инициативе правительства сами фермеры не осведомлены: «Во-первых, оба законопроекта разрабатывались автономно без участия самих фермеров или их представителей в лице профильных Союзов и Ассоциаций. Можно констатировать, что инициатива исходила сверху, а не снизу, то есть в очередной раз наступаем на старые грабли. Следует иметь ввиду, что попытки создания кооперативов на селе предпринимались и ранее, но все они оказались несостоятельными. Поэтому, прежде чем создавать кооперативы и разрабатывать нормативно-правовую базу, необходимо изучить ситуацию на местах, проводить широкую информационно-разъяснительную работу среди населения. А главное, необходимо создать эффективную систему обучения, предполагающее обучение фермеров азам бухгалтерии, финансов и права, чтобы они научились считать доходы и расходы, могли понять преимущества и выгоды от кооперирования, могли на равных разговаривать с представителями банков и других финансовых институтов», – заявил вице-президент РОО «Союз Фермеров Казахстана» Абдукалимов Акжол.
Эксперт секретариата комитета АПК Национальной Палаты Предпринимателей Аман Сулейменов считает, что на первых порах проведение ежегодного аудита будет достаточно затратным проектом для сельхозкоопераций. «Другой немаловажной проблемой является отсутствие стратегии развития кооперации, а также отсутствие в уполномоченном органе структурного подразделения ответственного за развитие и поддержку сельхозкооперации. Без этих составляющих дальнейшее развитие сельхозкооперации, ограничившись лишь принятием закона, не представляется возможным. Стоит отметить, что стратегия развития кооперации должна включать в себя инструменты поддержки, такие как инвестиционные субсидий, покрытие либо субсидирование затрат на открытие самого кооператива, удешевленное кредитование на закуп оборудования и техники», - заключил г-н Сулейменов.