В свете поручений Главы государства в текущем году Правительству предстоит завершить разработку нового Закона "О сельской кооперации", который должен обеспечить правовые условия для развития агропромышленной интеграции в Казахстане.
По официальному мнению представителей Министерства сельского хозяйства, одним из проблемных вопросов аграрной сферы является ее мелкотоварный характер, обусловленный высокой долей малых форм хозяйствования в совокупном объеме валовой продукции сельского хозяйства. Так, согласно данным 2012 года, в структуре валовой продукции животноводства на долю личных подсобных хозяйств приходилось порядка 78%, в то время как объемы сельскохозяйственных предприятий составили 12%, фермерских хозяйств – 10%.
Аналогичная ситуация сложилась и в растениеводстве, где доля продукции, произведенной в личных подсобных хозяйствах, составляет 27%, в фермерских хозяйствах – 44% и сельхозпредприятиях – 29%.
Исходя из сложившейся практики, развитие сельскохозяйственной кооперации считается одним из основных способов в преодолении проблемы "мелкотоварности", которая, в свою очередь, является следствием затянувшегося перехода отрасли с экстенсивного на интенсивное воспроизводство.
В русле этого вялотекущего процесса курс на кооперирование мелкотоварного сектора ведется не первый год. И, как утверждают руководители ведомства, мелкие сельские фермеры не хотят объединяться добровольно в кооперативы, а сельчане с паевыми наделами не идут на это в силу отсутствия должной пропаганды на местах. Все ждут административной команды сверху. Но этот процесс явно должен назреть, и кооперации как прогрессивной форме хозяйственной деятельности, очевидно, предстоит пройти через определенные этапы развития, прежде чем состояться в Казахстане в том виде, в котором это имеет место в развитых странах мира.
По состоянию на 1 января 2014 года в республике зарегистрировано 1 463 сельских потребительских кооператива, 498 сельских потребительских кооперативов водопользователей, 46 сельскохозяйственных товариществ и 1 463 производственных кооператива, что составляет менее 1% от общего количества сельхозформирований АПК.
В числе основных барьеров, сдерживающих процессы сельской кооперации, специалисты МСХ выделяют такие причины, как отсутствие возможности распределения прибыли в сельхозкооперативах, созданных в форме некоммерческих организаций, и избыточное нормативно-правовое регулирование – 2 общеотраслевых и 3 специализированных законов, которые, скорее, создают неразбериху, чем направляют процесс в необходимое русло активности.
Проблема заключается в отсутствии мер господдержки в виде специального налогового режима и льготного кредитования для сельских потребительских кооперативов водопользователей и сельскохозяйственных товариществ, непрозрачности деятельности этих кооперативов, недоверии друг к другу при наибольшей вероятности обмана членов кооператива. Кроме того, как полагают эксперты, ситуация в этой сфере характеризуется и излишней зарегулированностью внутренних процедур, а также невозможностью участия в производственных кооперативах юридических лиц.
В целях устранения вышеперечисленных барьеров министерством разработаны проекты законов "О сельскохозяйственной кооперации" и "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам сельскохозяйственной кооперации". Данные проекты правового реформирования предусматривают создание сельскохозяйственных кооперативов юридическими и физическими лицами в организационно-правовой форме производственного кооператива. При этом новый законодательный формат Правительства предполагает возможность распределения прибыли, а также распространение специального налогового режима для сельскохозяйственных кооперативов без ограничений.
В целях устранения внутрикооперативных противоречий законодательством предусматривается проведение ревизий кооперативов аудиторскими ассоциациями с субсидированием затрат на данные услуги, а также внедрение принципов "один участник – один голос", в том числе возможность реализации товаров, услуг и прочих материальных ресурсов своим членам по себестоимости.
Следует отметить, что с 23 августа 2014 года Министерство сельского хозяйства направило вышеуказанные проекты законов на согласование в заинтересованные государственные органы, включая Министерство финансов и Республиканскую бюджетную комиссию.
По мнению разработчиков, нормы настоящего законодательства рассчитаны на увеличение значимости сельскохозяйственной кооперации в специфике аграрного производства, прежде всего для сельского населения и сельхозтоваропроизводителей. Новые принципы дают возможность максимально реализовать преимущества кооперативных форм хозяйствования в сельских регионах. При этом в них заложены стимулы, способствующие укрупнению и объединению мелких товаропроизводителей в единые мобильные структуры, в том числе меры по эффективному использованию земельных ресурсов, организации хранения, переработки и стабильному сбыту произведенной продукции.
Говоря о факторах, которые способствуют росту производства аграрной отрасли, эксперты нередко указывают на необходимость развития межотраслевой и межрегиональной интеграции. То есть речь идет о том, что наряду с развитием сельской кооперации огромный потенциал неосвоенных резервов роста кроется в вышеуказанных интеграционных форматах развития. Несколькими годами ранее этой теме был посвящен специальный форум, который состоялся в Усть-Каменогорске с участием делегаций Восточно-Казахстанской, Алматинской, Павлодарской и Карагандинской областей, граничащих друг с другом и представляющих в целом мощную площадку для межрегиональной интеграции. Занимая до 40% всей площади республики, эти области создают почти четвертую часть валового регионального продукта Казахстана и определяют пятую часть внешней торговли страны.
На этом форуме был предложен проект Программы по обеспечению продовольственной безопасности четырех областей. При этом внимание акцентировалось на трех позициях, которые характеризуются высоким уровнем импортозависимости: плодоовощной продукции, производстве и переработке мяса и молока.
На сегодня уровень переработки овощей в четырех областях не превышает 4,2%, мяса – 28%, молока – 35%. К примеру, производственные мощности молочных заводов Алматинской области позволяют переработать до 218 тыс. тонн молока в год, но их загрузка составляет всего 45%. Причина – отсутствие качественного сырья, в то время как в других регионах иногда наблюдается его избыток, а значит, и снижение цены продукции, производимой сельчанами. Между тем отмечалось, что долгосрочное сотрудничество по поставкам сырья из приграничных районов Карагандинской и Восточно-Казахстанской областей позволили бы предприятиям Алматинской области улучшить самообеспечение сырьем и увеличить экспорт молочной продукции до 20%.
Так или иначе, но именно интеграция и кооперация позволяют сегодня аграрным отраслям развитых стран оставаться в верхних эшелонах мирового производства сельхозпродукции. Известно, что в этих странах важную роль в агропромышленной интеграции играют крупные транснациональные компании (ТНК), которые выполняют функцию интеграторов, или факторов, задающих импульс активности процессам объединения и укрупнения сельхозформирований.
В нашем случае в качестве такового интегратора до сих пор выступает государство, а не частный бизнес. Хотя именно последний, по сути, должен быть больше всех заинтересован в создании на местах стабильных источников производства сырья, что по большому счету возможно лишь при интегрированном подходе к делу, в том числе максимальном вовлечении сельских трудовых ресурсов в общий производительный процесс на основе кооперации.